Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 3

Как бы не хотелось мне уместить информацию об Эфесе в один пост, так не получится. Краткую информацию вы и так много где можете найти, а краткий гид по тому, что представлял из себя город уже растянулся на три больших поста. И сегодня я завершаю рассказ об этом необычайно красивом древнем городе.

Римский город Эфес порой удивляет своими христианскими отсылками, но ничего удивительного здесь нет, в Эфесе проповедовал апостол Павел, а первые христиане, хоть и испытывали на себе гонения, но жить здесь было для них куда спокойнее, чем в итальянской столице.

В прошлый раз мы остановились около храма Адриана. Следующая остановка — это бани Вария. Находятся они в северной части улицы Куретов, между двух улочек с незамысловатыми названиями «Банная» и «Академическая». Основной вход находился в начале Банной улицы, второй вход был на улице Куретов. Здание изначально было построено в I в. н.э. и реконструировано в V в. Спонсировала этот процесс богатая христианка по имени Схоластика, её статую без головы можно заприметить около входа. Бани были двухэтажными, как и полагается классическим термам, здесь были аподитерий (раздевалка) с 10 кабинами, фригидарий (бассейн с холодной водой), тепидарий (бассейн с тёплой водой) и кальдарий (бассейн с горячей водой). Лучше всего сохранилась последняя комната, где можно рассмотреть, что под поднятым полом находилась система для подачи пара, которая нагревала мраморный пол.

Бани Вария, они же бани Схоластики. Вы зададитесь вопросом, что здесь делали знатные горожане, когда дома у них был собственные ванные комнаты? Ведь мыться в уединении куда более комфортно даже древнему римлянину. Ответ заключается во втором этаже терм. Там находился спа-салон, где можно было прийти на «профессиональный» массаж, всякие древние обёртывания и прочие приятные процедуры. А заодно удалить волосы в нежелательных местах. Мужчины, помимо спа-процедур, договаривались здесь о деловых встречах.

На протяжении всего римского периода термами пользовались люди всех сословий и довольно часто. Точно так же, как и в Риме, эти термы предназначались помимо гигиены ещё и для важных встреч и переговоров. Так как бани располагаются напротив домов на террасе, то историки предполагают, что это не случайность и такое расположение обусловлено тем, что местная знать довольно часто наведывалась по делам в термы. Кстати, мужчины за деловыми встречами сидели отнюдь не в тёплой комнате, они проводили время во фригидарии. И так как вода в бассейне была действительно холодная, то никто не проводил переговоры в воде, они сидели, обычно в одежде, за столами рядом с бассейном. Часто мужчины, которые частенько зависали во фригидарии, получали болезнь под названием ухо сёрфера или экзостоз, которая приводила к потере слуха, шумам и головным болям.

Стоа Алитарха. На это улочке находилось 10 торговых лавок.

Вдоль уже упомянутых домов на террасе располагается ряд колонн. Когда-то это была стоа, улочка под навесом. Примечательна эта стоа своей мозаикой, которая чудесно сохранилась до сих пор. Помимо абстрактных узоров на ней можно рассмотреть птиц и цветы, на одном участке можно даже рассмотреть двух голубей, которые пьют из канфара, чаши с двумя ручками. Раскопки на этой территории помогли обнаружить ещё одну интересную вещь. На архитраве (горизонтальная панель, которая опиралась на колонны) и фризе была надпись Alytarches, то есть алитарх, так звали человека, который в олимпийских играх следил за выполнением правил и налагал штрафы на атлетов. Отсюда и пошло название этой крытой улицы.

То справа, то слева от улицы Куретов видны ответвления в виде маленьких улочек. Историки им даже дали названия, чтобы было удобно ориентироваться. Зайти на эти улицы можно, но далеко не уйдёте. Если главные улицы «причёсаны», то тут виден беспорядок. Археологи работают над зданиями постепенно, расчищая и применяя вот эти все обломки в реконструкциях зданий. Но город не ограничивается тем тупиком, что впереди, за ним холм, который скрывает множество новых сведений о городе.

Следующая остановка — фонтан. Как же мы привыкли видеть круглые ванночки с плещущимися вверх струями воды и как сложно привыкнуть к тому, что фонтан в Древнем Риме — это целое большое здание. Фонтан императора Траяна, конечно же, не исключение. Да и сохранившиеся руины впечатляют по сей день. Построили монумент во II в. н.э., а его причастность к Траяну известна благодаря сохранившейся надписи, где сказано, что построен он был в честь него самого (правил Траян в 102-114гг). Не каждый город мог себе позволить строить храмы и монументы в честь императоров, в Риме проходило что-то типа тендера и они сами выбирали, какой город достоин строить храм в честь членов императорской семьи. Эфес особенно известен тем, что аж четырежды получал титул Неокорат, который позволял строить подобные здания, и фонтан в честь императора Траяна является именно таким заказом. Фонтан изначально имел U-форму и два бассейна. Статуя Траяна стояла в центральной нише, также фонтан украшали статуи Диониса, сатира, Афродиты и императорской семьи, все они перенесены в музей Эфеса.

Фонтан Траяна. Сейчас он совсем не похож на то, что было изначально. Его реконструкция пока в процессе.
Таким вот роскошным фонтан был изначально.

Улица, на которой находятся все описываемые здания, называется улицей Куретов. Во времена Римской Империи каждую первую неделю мая священники, которых называли куретами (до нас даже дошли их имена!), проводили ритуальную процессию, которая начиналась здесь, от горы Бюльбюль до Ортигии. Ортигия, которая находится в 7км в сторону Кушадасы, являлась мифическим местом, где родилась сама богиня Артемида. Прибыв на место, куреты начинали инсценировку рождения богини.

В IV веке на этой улице возвели ворота Геркулеса, которые закрывали, чтобы регулировать траффик и давать место пешеходам.
Улица Куретов, реконструкция от Németh Ádám.

А вот и ворота Геркулеса, на которых заканчивается улица Куретов. Назвали так ворота из-за сохранившихся на них рельефах по мотивам известных мифов. На самом деле ворота откуда-то перенесли в IV веке, а вот сами рельефы историки датируют уже II в. н.э. За воротами со стороны горы Панайыр (то есть слева, если идти по маршруту, высоко на горе) было двухъярусное круглое здание. До нас не дошло о нём почти никакой информации и его просто назвали круглым монументом. Всё, что от него осталось — это квадратный пьедестал. Найденные обломки здания с интересными орнаментами поехали в музей Эфеса в Вене. Назначение этой постройки остаётся загадкой, но по предположениям учёных это мог быть триумфальный монумент в честь победы в битве при Кумах (морское сражение между флотом Сиракуз и флотом этрусков у стен города Кумы в 474 г. до н.э.) или же это был погребальный монумент в честь римского консула Сервилия Исаврика, который два года управлял провинцией Азия и был противником Гнея Помпея и сторонником Цезаря.

Ворота Геркулеса. Они были куда больше, но то, что дошло до наших дней — это два столба. Ряд из виднеющихся четырёх колонн представляет собой ещё один фонтан.

Всмотритесь в фото выше, там за воротами стоит монумент с высокими колоннами. Это гидреон, монументальный фонтан. До нас дошла надпись на фонтане, что он был сделан по заказу Флавия Меандра, который жил во времена правления Севера (200 г.). Всё, что осталось от постройки — это прямоугольный бассейн в передней части и над ним двухметровая секция со вторым бассейном. А вот третий бассейн фонтана утерян. Дополнительные ниши в боков бассейна содержали в себе статуи.

Так ворота Геркулеса выглядят с обратной стороны.

Следующая точка является одним из самых вымученных мест Эфеса. Это храм Домициана. Чтобы его построить, как вы уже знаете, Эфесу нужно было стать неокоратом, получить на это должное разрешение. Если начать с самого начала, то был такой великий человек, внучатый племянник Юлия Цезаря, который стал первым императором Рима. Звали его Октавиан Август. Эфесцы очень хотели построить какой-нибудь монумент во имя первого императора, но такая честь выпала другому городу, Пергаму (совр. город Бергама). В следующий раз Эфес боролся за возможность построить что-то для императора Тиберия, но опять не сложилось и Тиберию, его жене Ливии и сенату построили храм в Смирне (совр. город Измир), из этого соревнования Эфес исключили, потому что он был уж сильно предан Артемиде. В дальнейшем особо обиженные эфесцы неофициально называли свой любимый город неокоратом Артемиды. Следующее правление выдалось на яркую и противную личность, Нерона. Вроде как Эфесу удалось добиться чести строить храм в его честь, но тут неожиданно император умер, да ещё и с позором. Такое вообще не годится, проект, если и был, то его свернули. Тогда Эфес обратился к новой династии, Флавиев: Веспасиану (69-79 гг.), его сыну Титу (79-81гг.) и младшему сыну Домициану (81-96 гг.). Храм одобрили и он был построен в конце 80х годов, во время правления младшего сына.

Около храма Домициана находится рельеф с богиней победы Никой. Есть предположение, что рельеф некогда украшал ворота Геркулеса, а не храм.

Но всё оказалось не так просто, Домициан, в отличие от своего отца и старшего брата, решил нарушить единство, которого так долго добивались его близкие родственники. Во время своего правления он пытался выселить христиан и евреев с территории Римской Империи. Император навсегда запечатлён в истории, как человек с запятнанной репутацией. После того, как он был убит своими придворными, сенат Эфеса осудил действия убитого императора и было принято решение все статуи и надписи, упоминавшие этого политического деятеля были вырезаны и разрушены. В музее Эфеса хранятся обломки колоссальной статуи и алтаря. Эфес, чтобы не потерять столь долгожданный статус неокората, быстренько переименовал храм в честь Веспасиана, отца Домициана.

Круглый фриз с гирляндой и за ним по центру скромные остатки храма Домициана. Галерея лапидария находится за колоннами.

Храм стоял на сводчатых конструкциях, которые сохранились по сей день. В них теперь располагается галерея с надписями, такие места называются лапидариями. В этой галерее собраны находки, которые включают в себя документы государственной важности, из светской и религиозной жизни. Всего было найдено более 3000 артефактов, из которых только 60 выставлены в галерее. Рядом с храмом находится ещё два фонтана: Поллио и Домициана. Секстилий Поллио, был тем самым человеком, который наладил в городе систему водоснабжения и фонтан возвёл не он сам, а его пасынок. А фонтан Домициана был прекрасен своими сюжетами о приключениях Одиссея, статуи с этого фонтана можно найти в музее Эфеса.

Если хотя бы на минуточку представить себе все здания и фонтаны в первозданном виде, то можно с уверенностью сказать, что Эфес заслуживает звания одного из самых красивых городов древности.

Следующее монументальное здание по пути — монумент Меммия. Эта постройка была возведена в честь Гая Меммия, который был внуком известного генерала Суллы. Когда налоги, собираемые римлянами, стали зашкаливать, это порядком надоело эфесцам и всё, что они могли делать — надеяться на чудо. Этим чудом был Митридат, царь Понтийского царства. Под девизом «Азия для азиатов», он убил около 150,000 римлян. Про то, что произошло в Эфесе и как Сулла спас город, я писала вот здесь. Ну а монумент представляет собой символ авторитета Рима в этом городе.

Две плиты с рельефами людей на квадратном основании — это и есть монумент Меммия (или Меммиуса)
Ранее он выглядел как-то так.

Ещё одно здание по пути называется пританеон. Оно было построено ещё во времена Лисимаха, но сегодняшние руины относятся к правлению Августа. Это здание относится к греческой культуре и является домом для священного очага. Здесь гостили выдающиеся люди, это могли быть отменные солдаты, которые отличились в бою, или даже спортсмены. Притане следили за тем, что огонь в очаге никогда не затухал, в точности, как в римской культуре это делали весталки. Только поклонялись тут не римской богине Весте, а греческой Гестии. Все понесённые расходы покрывали притане из собственного кошелька. Неудивительно, что эти люди были очень уважаемыми в городе.

Пританеон. Рядом к нему прилегают развалины так называемого банкетного зала. Скорее всего это помещение с четырьмя комнатами использовалось для собраний, в процессе раскопок там нашли множество кухонной утвари и даже остатки еды, а также иголки из костей и фигурки из глины.

А далее нам открывается огромная торговая площадь, государственная агора. Она занимала площадь 160×58 метров. Она была административным центром города и местом торговли. Самые ранние постройки отсюда датируются II в. до н.э., что, как вы уже поняли, редкость для римского города, где основные здания были построены уже во времена Римской Империи. На этой площади были не только торговые лавки, но ещё и храм, фонтаны, общественные здания и даже бани. Храм на агоре датируется 29 г. до н.э., он был построен во время правления Августа. Основным предположением было то, что этот храм построили Марк Антоний и Клеопатра египетскому божеству Исиде или же богу Дионису. Потом всё-таки определились, что храм был построен Августу, но как мы уже знаем, Эфесу не дали разрешения строить храм первому императору. По самой новой версии это гробница божественного Цезаря, построенная Conventus Civium Romanorum (ассоциацией римских граждан). В поздней античности это здание перестало играть большую роль и его уже тогда разобрали на стройматериалы для новых зданий города.

Базилика Стоа — так называется красивая улочка с колоннами, построенная уже известным нам Сикстилием Поллио. В восточной части улицы были найдены сидящие статуи императора Августа и жены Ливии, сейчас они хранятся в музее Эфеса.

Следующая остановка… опять театр. Вам не показалось! Крупные значимые города Римской Империи имели не один театр. В этот одеон вмещается всего 1,400 зрителей, но зато у него была крыша! Это означало, что все мероприятия могли проходить здесь круглогодично вне зависимости от погоды. Впрочем, этим и пользовался местный сенат.

Одеон. Здание было построено в 150 г. н.э. Публием Ведием Антонием. Во время раскопок в нём нашли портреты имперской семьи Антония Пия.

С южного угла городской агоры находится квадратное основание ещё одного здания. Это гидрокион или водный дворец, монументальный фонтан, возведённый проконсулом Гаем Леканием Бассом в 80 г. Ширина фонтана достигала 105 метров, а множественные статуи были перенесены в музей Эфеса. И последнее здание на пути с южной стороны агоры в виде барабана. Это ещё один фонтан, который снабжал водой город. Построен он был в 92-93 г. н.э.

Нимфей.

Адрес: Acarlar, Efes Harabeleri, 35920 Selçuk/İzmir, Турция

Время работы: 8:30 до 17:30, каждый день

Стоимость на 2022 год: 120 TL, работает музейная карта

Длительность посещения: от 2 часов до 8 часов, зависит от вашей заинтересованностью. За два часа можно медленно прогуляться в обе стороны. Если разглядывать всё внимательно, то нужно куда больше времени.

Особенности посещения: в связи с популярностью места советую посещать Эфес не в туристический сезон, обязательно берите удобную обувь, солнцезащитные очки и SPF-крем. Потому что вы даже не представляете, как ослепляет белый мрамор 🙂

Одна из настольных игр, выцарапанных на мраморных плитах. Римляне были теми ещё игроками! если заложите побольше времени и будете рассматривать все древности, то увидите ещё не одну такую «настолку».

Если подводить итог, то город мне очень понравился. Отведённых трёх часов нам не хватило абсолютно (к слову, закладывали мы на город целый день и собирались ещё посетить музей Эфеса и глянуть руины храма Артемиды, но не смогли в виду того, что у нас сломалась машина и мы полдня ждали, когда нам привезут новую). Я бы очень хотела посетить город заново, заодно посмотреть следующие интересные мне места:

  • Пещера Семи Спящих
  • Каменная гробница Великой Матери, Аполлона и Зевса
  • Остатки акведуков в Сельчуке
  • Музей Эфеса
  • Руины храма Артемиды и близлежащие древности
  • Цитадель Айясулук
  • Церковь св. Иоана
  • Акведук Поллио (за городом)
  • Мавзолей Белеви
  • Крепость Кечи
  • Деревня Шириндже
  • Кушадасы
  • Музей локомотивов в Чамлыке

Не пропустите другие части рассказа об Эфесе:

Эфес, история города в 13 абзацах

Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 1

Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 2