Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 2

В предыдущей части я начала рассказ о древнем городе, который достоин внимания каждого. Эфес обладает такой невероятной силой притяжения, что я просто не могла скомканно поведать о том, что он в себе таит. Вторая часть является продолжением прогулки по руинам и начинается от библиотеки Цельса.

Котики смотрят на превосходную библиотеку Цельса.

Если вы случайно забрели на этот пост и понимаете, что не читали первую часть, то вот ссылка на неё. Также у меня есть отдельный пост про историю Эфеса, я постаралась уместить основные события в 13 абзацах, которые помогают понять, чем же славился город в те стародавние времена и как так он получился таким красивым.

Библиотека Цельса не была откопана в таком виде, в 1960х годах её начали восстанавливать, а завершили работы только в 1978м. Так как в здешних местах регулярно происходят землетрясения, то в колонны вставали свинцовые основы, которые способны выдержать тряску магнитудой в 9 баллов.
Так выглядела библиотека Цельса, когда её только откопали. Мозг нас обманывает и хочется верить, что то, что мы видим в текущих руинах, всё так и откапывают, но сохранившиеся здания — очень большая редкость. Сравниваю эту фотографию с фото выше можно на одну сотую прочувствовать, какая тяжёлая работа у археологов и историков.

Прогулка продолжается от библиотеки Цельса. В текущих руинах это здание самое запоминающееся и со всяких рекламных буклетов смотрит на вас именно оно. Библиотека стоит по центру маленькой площади на пересечении Мраморной улицы и улицы Куретов. С правой стороны она примыкает к агоре через ворота Августа, о которых шла речь в предыдущей части. Построили такое здание на месте снесённых частных домов. На самом деле библиотека была герооном (монумент, воздвигнутый в честь героя) и построена над местом захоронения Тиберия Юлия Цельса Полемеана, политического деятеля Эфеса. Стройку спонсировал сын Цельса, Тиберий Юлий Аквила, а завершена стройка двухэтажного здания была в 135 г. н.э. Роскошное здание недолго простояло в полной красе: в читальном зале вспыхнул пожар из-за землетрясения в 262 году. Никто не захотел вкладываться в восстановление читального зала, но во времена поздней Античности из фасада сделали нимфей (большой фонтан в часть морских нимф). Бассейн располагался на бывших ступеньках, а оригинальный фасад был украшен рельефами с парфянского монумента в честь императора Люция Вера. 40 метровый фриз сейчас хранится в музее Эфеса в Вене, другие секции располагаются в музее Эфеса в Сельчуке, а масштабы фриза можно рассмотреть на фото выше.

Реконструкция библиотеки Цельса, автор Ádám Németh.

Фасад украшают ниши с изящными статуями и три больших входа, центральный вход был главным. Окна на втором этаже были построены так, чтобы они перекликались со входом. Каждая статуя олицетворяет добродетель Цельсия. Оригиналы статуй были увезены в Вену, а в Эфесе представлены копии. Слева направо располагаются: мудрость (София), добродетель (Арете), помышление (Эннойя) и знание (Эпистема). Статуи со второго этажа были, предположительно, бронзовыми и одна из них точно должна была изображать самого Цельса. В интерьере библиотеки стены были деревянными, а книги были в виде свитков и хранились в ромбовидных полках. Внешняя стена за книжными полками была построена с учётом расстояния, где циркулировал воздух. Это позволяло сохранить книги от повышенной влажности и других возможных повреждений. Внутри помещения стоит саркофаг Цельса. Декорированный изображением Эрота и украшенный надписями, он даёт нам информацию, что Цельс был родом из Сарда, работал в Риме на различных важных должностях, прежде чем стал консулом Эфеса в 92 г. н.э. и проконсулом в 106 г. н.э.

Очень извиняюсь за столько фотографий библиотеки Цельса подряд, но на неё насмотреться просто невозможно. Впрочем, как и выбрать один кадр, это тоже задача из невозможных.

По левую руку от библиотеки (правильнее сказать «с южной стороны») находится ряд колонн. Это ворота Адриана, которые выполняли церемониальную функцию и были куда выше, они состояли из трёх ярусов. Центральный вход был приспособлен под колесницы, а сами ворота были украшены статуями богов, императорской семьи и должностных лиц. Известно, что ключевой фигурой была, конечно, богиня Артемида, покровительницы города. Надпись на воротах гласит, что некий христианин по имени Демеас сорвал статую богини, которую он описал как демоническую, и заменил её на распятие. Взглянув на реконструкцию ворот, понимаешь, что они были довольно хрупкими и во время землетрясений такой башне просто не устоять. К счастью, археологи смогли восстановить нижний ярус ворот.

Ворота Адриана в высоту достигали 16,6м! И не говорите, что Эфес не был бесподобным городом. Палатка с напитками на заднем плане отлично демонстрирует, насколько высоченными были эти ворота.
А так выглядит реконструкция ворот. Непривычно изящные и даже слишком «тонкие». Как такая конструкция продержалась больше одного дня, мои слабые инженерские знания не дают прояснений.

Рядом с крытым павильоном находится основание монумента-героона Андроклу. От постройки почти ничего не сохранилось, она имела U-образную форму, фронтон был украшен роскошными фризами, изображавшими военные действия. Один из рельефов показывает, как всадник в мантии летит, метая копьё правой рукой. Этот сюжет очень напоминает легенду, как Андрокл, основатель Эфеса, атакует дикого кабана. Именно поэтому историки решили, что монумент построен в честь этого мифического героя. Монумент был высотой 13м, однако только 4 из них дотянули до наших дней. Изначально героон был построен в I в. н.э., а во времена Византии к нему добавили бассейн и фонтан, отсюда и пошло более современное название постройки: «византийский фонтан». Руины сразу за герооном и перед ступеньками называются Октагон. Это усыпальница, в которой находился саркофаг с телом 16-17 летней девушки. Археологи предполагают, что монумент был воздвигнут в честь Арсинои IV, убитой сестры той самой Клеопатры (о её убийстве читайте тут). На фасаде размещены два письма, которые сохранились и радуют глаз по сей день. Созданы они в IV в. н.э. императорами Валентом, Валентинианом и Грацианом. Левое написано на латыни и посвящено проконсулу Евтропию, которого император призвал выделить средства из казны на восстановление городов провинции Азия после сильных землетрясений. Второе сообщение написано на латыни и на греческом, было адресовано проконсулу Фесту. Это письмо приказывало поделить финансирование на игры провинции между четырьмя городами.

По правую руку перед зданием находятся руины монумента Андрокла. Их легко распознать по высокому ровному бортику с геометрическими узорами. Это и была часть византийского фонтана.
Так выглядит реконструкция монумента. Если всмотреться, то на первом плане виден бассейн с бортиком. Вот как раз он лучше всего и сохранился от этой постройки.

Предлагаю пока пропустить то, что скрывает белый странный с виду купол, на то будет отдельный пост! А пока перейдём к так называемому «дому любви». На пересечении Мраморной улицы и улицы Куретов находится кластер из трёх домов. Центральный дом как раз был идентифицирован как бордель. Предположительно здание использовалось с I в. до н.э. по III в. н.э. Несколько комнат ведут к двору с колоннами. Также здесь располагались лавки торговцев.

«Дом любви» в Эфесе.

К этому дому примыкают… туалеты. Вообще, туалетная тема римлян для нас очень дика и интересна, потому что в те времена публичные туалеты (или латрина) были местом для серьёзных обсуждений. Просто кошмар интроверта и это правда. Посадочные места находились по периметру и не были огорожены никакими перегородками. Здесь проводили довольно много времени, словно мы в кафе на деловых встречах. Конечно, в отсутствие кафе и ресторанов, туалеты не были единственным местом встреч, римляне также охотно вели светские беседы в термах и других общественных зданиях. Но вернёмся к туалетам и их устройству, латрины по всей империи строили плюс-минус одинаково. Перед сидящими за важными делами гражданами Римской Империи находился желоб с проточной чистой водой, где можно было полоскать губку на палочке и использовать её как туалетную бумагу. Губки назывались тресориями и были многоразовыми, обычно в туалетах они были общественными, но если вы богатый римлянин, который брезгует пользоваться общими губками, то ваш раб вполне мог принести вашу личную. А зачем же тогда дырка с торца сидения, спросите вы? А как раз туда и удобно запихивать терсорию. Часто туалеты были бесплатными либо за очень скромную плату. Не переживайте, эти общественные туалеты приносили очень много денег. Всё дело в том, что в прачечных выводили пятна далеко не с помощью порошка, а с помощью мочи. И угадайте, какие заведения были её главным поставщиком?

Конкретно в этой латрине пол был украшен мозаикой с геометрическими узорами, а стены были облицованы мрамором. Кстати, этот туалет ещё и огромный, в подобных местах могло «заседать» до 50 человек одновременно.

Вернёмся к темам более возвышенным и следующей точкой на пути будет храм Адриана. Среди сохранившихся построек храм выглядит очень изысканно, но сказать по правде, по меркам Римской Империи он довольно маленький и даже скромный. Сейчас от храма остались разве что колонны, внутренняя часть храма (целла) и портик. Перед входом на постаментах стояли статуи императорам Диоклетиану, Максимиану, Констанцию Хлору и отцу Феодосия.

Храм Адриана легко найти на улице Куретов, он изящно возвышается над другими постройками.

Судя по оставленной архитектором надписи, храм был построен Квинтиллом в честь императора Адриана. Около этого храма можно провести много времени, рассматривая сюжеты на рельефах. Кстати, тут тоже выставлены копии, оригиналы в музее Эфеса. На фризе слева уже известный нам сюжет, где Андрокл атакует кабана, далее изображены боги и амазонки, тиаз Диониса (экстатическая процессия с восторженной свитой). А на финальном фризе изображает слева направо Афину, Селену, мужскую фигуру, Аполлона, женщину, Андрокла, Геркулеса, Феодосия, Артемиду и снова Афину

Храм Адриана вблизи. В верхней части фотографии по центру арки виден рельеф богини Тюхе, которая была богиней удачи в Эфесе. На заднем плане виден рельеф Медузы.
Реконструкция храма Адриана, автор Ádám Németh.

На этом прекрасном месте завершаю свою вторую часть прогулки по Эфесу (останавливаться на туалетах как-то не захотелось 😀).

Если пройти сквозь ворота Адриана, то будет видна дорога наверх, там раскопки пока что не проводились. Справа видные кусочки водопроводных труб, которые снабжали город водой.

Не пропустите другие части рассказа об одном из самых красивых древних городов мира:

Эфес, история города в 13 абзацах

Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 1

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.