Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 1

Эфес очень популярен среди туристов Турции. Вроде как приезжаешь на пляж отдохнуть, а тут турагенты пристают со своим Эфесом, на улицах в туристических компаниях везде фотографии этого древнего города. Даже в Стамбуле я видела туры в Эфес! Так что же это, подозрительная уловка турецких граждан или всё-таки один из самых красивых древних городов на нашей планете?

План Эфеса был основан на популярном плане V в. до н.э. Гипподама Милетского, древнегреческого архитектора-градостроителя. Гипподам изначально выполнил свой план в ионийских городах Милет и Приена, а спустя время Лисимах, сподвижник Македонского, успешно применил план и к Эфесу. Суть плана заключалась в создании сетки зданий, где все улицы расположены под прямыми углами, исключение составила главная улица, которая будто вьётся через город.

Идеей посетить Эфес я загорелась ещё в детстве, когда мы с мамой ездили отдыхать в Турцию на море. Тогда я ещё ничего не смыслила в древних городах, но уже смотрела на фото с экскурсий у туроператора как минимум восторженно. В отличие от скромных Мир Ликийских (где играют исключительно на вашей вере в силу Николая Чудотворца) здесь никто с масштабом красоты не обманывает: в восторге останутся все, ведь Эфес — это действительно роскошный город с большой историей. Кстати, Мира (о ней у меня есть статья) является тоже очень красивым местом, но от города почти ничего не сохранилось, только лишь театр и часть некрополя, и ехать туда специально издалека я бы не рекомендовала. Конечно, если вас не тянет целенаправленно посетить церковь Св. Николая (о которой я писала здесь). Но то ли дело белоснежный мраморный Эфес! В этот раз не получается рассказать одновременно и о постройках и об истории города, настолько велика его история. Поэтому я заранее рассказала об истории города вот здесь. Если вы хотите взять аудиогид и изучать всё на месте, то этот и последующие части можно не читать. Но если вы хотите узнать существенно больше, чем рассказывает аудиогид, то эти тексты для вас. В конце последней части будет приложена карта со всеми отметками на ней.

На каждом шагу около всех развалин есть информационные таблички. Они прекрасно заменяют аудиогид, но для табличек нужно куда больше времени и учитывайте, что они на английском языке.

В Эфесе для посетителей есть два входа: северный и южный. Северный располагается с дороги Кушадасы, а южный — со стороны дома Девы Марии. Входные билеты продают и в одном и во втором, оба входа работают на вход и выход, поэтому составляйте свой путь так, как вам больше нравится. Северный вход имеет большую парковку, а вот южный вход не имеет парковки. Туристические автобусы поступают хитро: высаживают туристов у одного входа, а забирают у другого. Но если вы, как и я, на машине, то вам в любом случае придётся прогуляться обратно. Впрочем, ничего плохого в этом факте нет, гулять по древним улицам всегда приятно, просто заложите на это дополнительные полчаса-час. Я бы советовала выбирать северный вход, так изучение города пойдёт более логично, будто вы путешественник, который только что прибыл со стороны моря в древний город.

Северный вход выделяется такой прекрасной улицей, которая ведёт вглубь города. Сейчас вместо величественных построек по аллее раскинулись роскошные сосны.

Некогда шикарный город хранит в себе множество закоулков, каждый сантиметр которых проработан историками и археологами, чтобы нам было понятнее и проще окунуться в этот загадочный мир античности. Так как этот город до сих пор находится в активной проработке, то некоторые места могут быть закрыты для посещения именно в ваш день. Не стоит печалиться, ведь это значит, что вскоре археологи найдут что-то интересное или историки и инженеры восстановят какую-нибудь часть руин в попытках воссоздать место и сделать город чуть более похожим на тот, что видели римляне и греки около двух тысяч лет назад. Но пофантазировать всё равно придётся, ведь особенно сложно представить, что во времена процветания города морская гавань находилась впритык к улицам, а сейчас там всего навсего болотистая местность. А вот берег моря за столетия сдвинулся аж на 9 километров.

Улицы Эфеса вымощены белым мрамором, от которого слепит глаза даже в пасмурный день.

Множество мест Эфеса не включены в аудиогид, который предлагает музей, поэтому путь в одну сторону можно пройти по аудиогиду, а по пути обратно не бойтесь заглядывать во всевозможные уголки города. Маршрут начинается с северного входа и улицы Аркадианы, которая ведёт к огромному театру. На этом месте Аркадиана переходит в Мраморную улицу, которая длится до самого живописного места города, библиотеки Цельса. Отсюда начинается уже улица Куретов, ведущая к храму Адриана, а за ним находятся бани Вариуса, напротив которых располагаются так называемые «дома на террасе», где некогда жила элита города. Улица Куретов немного поднимается в гору, где будет виден фонтан Траяна. Если пройти сквозь ворота Геркулеса, то будет виден монумент Меммиуса с левой стороны и фонтан Поллио с правой. Далее по курсу располагается храм Домициана и агора, рыночная площадь города. С севера агоры открывается вид на пританей, где горел вечный священный огонь. С этой точки откроется вид на театр, который вмещал в себя 1400 человек. Завершится прогулка около театра.

Рядом с аллей есть необычный уголок с саркофагами на полянке. Они были найдены во время раскопок некрополя около гавани. Конечно, это далеко не все находки, большинство которых датируется между III и V в. н.э.

Итак, маршрут начинается с дороги, которую украшают справа и слева высоченные сосны. Эта улица в древности была перпендикулярно улице, ведущей к гавани. При этом аллея идёт практически параллельно улице, которая в оригинале называется Plateia in Coressos, но мы её называем просто Театральной улицей, так как она ведёт прямиком к театру. На ней находились византийские термы, это комплекс римских бань, и гимназия при театре. На самом деле, если вы внимательно изучите подробную карту Эфеса, то узнаете, что в нём находилось четыре банных комплекса и четыре гимназии. Ох уж эта античность, и мылись все и регулярно и учились ко всему прочему. Только вот в гимназиях учили не наукам, а спорту. Гимназия при театре была построена примерно в 125 году и занимала площадь 12,000 кв.м. Как и в банных комплексах, здесь находился фригидарий (комната с холодным бассейном), и тепидарий (комната с тёплой водой). Сейчас сложно себе представить, как масштабно выглядела гимназия, от неё сохранились лишь обломки на довольно большой территории.

С любовью собранные обломки фасадов расположены так, чтобы их можно было получше рассмотреть. Только задумайтесь, сколько в себе историй хранит каждый такой кусочек! 

Сразу после тенистой аллеи виден огромный театр, который так и манит к себе своими масштабами. Большой театр соединяет Театральную улицу, откуда мы идём, Аркадиану, которая ведёт в тупик (там сейчас не гавань, а болото) и Мраморную улицу, которая и ведёт дальше вглубь города. Но обо всём по порядку, перед нами великолепный театр! Первая постройка датируется эллинистическим периодом и значительные изменения произошли уже при императоре Клавдие (41-54 гг. н.э.), а достроено здание было при императоре Траяне. Сцена получилась размером 150м в диаметре, а трибуны вмещали 25,000 человек!

Если всмотреться, то около по всей территории расположены прожекторы. В тёмное время суток здесь должно быть особенно красиво.

Судя по сохранившимся орнаментам, можно сделать вывод, что этот театр был одним из самых роскошных театров древнего мира. В такой вместительной постройке проходили как культурные мероприятия и гладиаторские игры, так и народные собрания (экклесия). Верхние ряды театра находятся на высоте 60 м над уровнем сцены, которая в свою очередь была декорирована нишами, скульптурами и рельефами. Театр довольно сильно пострадал во время землетрясений в 262 г. и 359-366 гг. Из-за его плохого состояния все мероприятия на этой территории были ограничены цирковыми представлениями и гладиаторскими битвами. К VIII в. театр потерял своё значение и его уже использовали в качестве смотровой башни.

В былое время театр был точкой сбора граждан, кто собирался идти на праздники к храму Артемиды. За театром находятся ещё одни руины, которые не видны туристам, это так называемый банкетный дом. До нас дошли лишь очертания отдельных комнат, мозаичный пол и остатки частных ванных комнат. Скорее всего, это был роскошный особняк, построенный в эллинистический период. Надеюсь, в скором будущем появятся туристические тропы и в ту сторону.

Перед зданием театра находится эллинистический фонтан, но при мне он был закрыт на реконструкцию. Впрочем, сам театр тоже был на ремонте, поэтому подняться на трибуны не получилось. Фонтан находится прямиком за забором на фото ниже и представляет собой пристройку с колоннами. Раньше вода лилась из голов львов, а вода бралась из реки Марнас, о чём говорит древняя надпись на фонтане.

Такие древние города можно посещать раз в несколько лет и они не будут надоедать. Наоборот, вы будете заглядывать в те уголки, которые раньше не замечали и отслеживать отреставрированные здания. Мне, например, не терпится посмотреть на то, как преобразится театр и фонтан перед ним!

А теперь настало время свернуть на небольшую улочку под названием Аркадиана, она связывала гавань с большим театром.  Изначально она была построена во времена Лисимаха (для понимания жизненных этапов города советую изучить статью об истории Эфеса) и расширена в более позднее время. Во время сильных землетрясений улица пришла в непригодное состояние и была восстановлена уже при императоре Аркадие (395-408 гг.), отсюда и пошло название «Аркадиана». По краям дороги располагались колонны с крышей, под ними можно было прогуливаться во время дождя и изнурительной жары. Также там располагались мелкие торговые лавки со всякой мелочью. Во времена правления императора Юстиниана (527-565 гг.) посреди улицы воздвигнули монумент с четырьмя колоннами, на каждой из которых стояла статуя евангелиста. Сейчас статуй, конечно, не осталось, но одну колонну можно найти. На фото ниже эта колонна находится вдали слева, такая высокая и тёмно-серая, подойти ближе было, увы, нельзя.

К сожалению, в мою поездку посетить можно было не всю Аркадиану, а только чуть меньше половины.
Вот так выглядел монумент из четырёх колонн. Фото из книги по Эфесу издательства Uranus.

Напротив театра раскинулась одна из двух агор. Так называли рыночные площади и административные центры в Греции, а римляне их не стали переделывать или переименовывать, но при постройке новых городов называли эти места форумами. Оценить размеры Эфеса можно не только по количеству бань и гимназий: в городе было аж две агоры. Та агора, что около театра, называется Тетрагонос Агора. Она была административным центром города и главным коммерческим центром города. Магазины находились по периметру, с трёх сторон. Здесь продавали еду и разнообразные товары, которые привозили из далёких земель купцы. Первая агора на этом месте была построена в III в. до н.э., но текущие руины относятся к правлению первого императора, Августа. Как и все основные постройки, агора была сильно повреждена во время мощных землетрясений и её восстановлением занимался уже император Каракалла (211-217 гг.) Расположение агоры было обусловлено близостью к гавани, а ещё здесь находились и стоят по сей день ворота с тремя арками.

Тетрагонос агора занимала большую площадь, 154*154м. За агорой видна библиотека Цельса, а прямо перед ней ворота. Их ещё называют Южными воротами.

Бронзовая надпись на воротах дала информацию о том, что они были построены в III в. н.э. Мазеем и Митридатом, двумя рабами, которых император сделал свободными. Ворота были посвящены императору Августу, его жене Ливии, дочери Юлии и мужу дочери, поэтому ещё эти ворота называют воротами Августа. Если вы внимательно посмотрите на обложку этого поста, то как раз увидите одну из надписей и даже имя одного из освобождённых рабов. Другие надписи на воротах свидетельствуют о правилах агоры и показывают нам местный прайс лист. Вообще, на этой торговой площади были не только лавки торговцев, площадь была богато украшена фонтанами, алтарями, статуями городских деятелей и героев мифов. Эта агора функционировала до VII в. За площадью находятся руины серапиума, храма в честь бога Сераписа, и Западная улица, которая длится 160м и заканчивается воротами Медузы.

Так выглядит агора изнутри. Справа стена агоры, слева колонны, которые соединяла крыша. Называлась такая постройка «стоа».

Но возвращаемся к нашей дороге, которая связывает театр с библиотекой. Называется эта улица Мраморная. Построенная в эллинистический период, она соединяла большой театр и библиотеку Цельса. Своё название она получила благодаря мраморным плитам, которыми была вымощена. Восточную сторону улицы заполняли колонны и территория с этой стороны была заполнена домами и коммерческими зданиями. Во времена императора Нерона западная сторона улицы была поднята на два метра и на ней была построена стоа (ряд колонн с крышей). Нынешняя улица была построена в V в. н.э.

Начало Мраморной улицы. Видите следы от повозок на подъёме? Римские дороги тоже активно изнашивались, но за ними следили люди с должностью curator, это такой инспектор, который отвечал за техобслуживание дороги. Не все кураторы подходили к работе ответственно и закрывали глаза на некоторые выбоины в дорогах. Но речь обычно шла о маленьких городах, в Эфесе за состоянием дорог должны были следить тщательно. Скорее всего эти выбоины появились, когда Рим пал и профессия куратора упразднилась, а повозками, как и дорогами, ещё активно пользовались.

С восточной стороны Мраморной улицы находятся руины общественного здания (базилики), построенные в правление императора Нерона, и, предположительно, представляли собой здание суда. Колонны, которые украшали улицу, практически не сохранились. Зато по правой стороне сохранились пьедесталы, где когда-то давно стояли статуи. Находки переместились в музеи, но копии ещё не сделали. Надеюсь, что в ближайшие годы для пущей атмосферы на пьедесталы поставят изящные копии.

Восточная сторона Мраморной улицы с остатками колонны. Напротив этого дерева находится одна достопримечательность на мраморной плите. Речь о ней пойдёт ниже.

В центре западной части улицы находится плита, изображающая женский портрет, ногу и сердце, которую пронзила стрела. Какими только легендами не оброс этот кусок мрамора. Археологи его датируют I в. н.э. и предполагают, что это один из самых древних примеров рекламы. Эти три незамысловатых символа рекламировали бордель. Прибывшие в Эфес моряки могли сопоставить свой размер ноги с нарисованным. Считалось, что если нога меньше следа на плите, то вход в бордель такому закрыт. Но это лишь предположение и не стоит верить в него на все 100%, а вот в то, что это реклама, я лично охотно верю. В римскую эпоху было много интересных способов продвижения.

Тот самый след на плите. Слева от ноги находится перевёрнутый портрет женщины с неким подобием ирокеза на голове, но это так показана изысканная причёска тех времён. В нижней части портрета, над прямоугольником, туристы воображают кошелёк. Справа от ноги видно очертание сердца со следами «проколов».

В конце Мраморной улицы открывается вид на купол, который защищает дома на склоне, а по правую руку располагается ниша с самым роскошным зданием в нынешних руинах, речь о библиотеке Цельса. В других частях будет рассказ о домах богачей и об улице Куретов со всеми многочисленными постройками на ней. Также будет список мест, которые можно посетить, если очень понравились руины Эфеса и хочется поглубже вникнуть в историю. И обязательно в конце последнего рассказа размещу карту со всеми отмеченными местами, чтобы было удобнее ориентироваться на местности.

Обломки величественных зданий.