Дома на склоне холма или дома на террасах Эфеса

Когда я только готовилась к поездке по Турции, то меня удивило, что на территории древнего города есть загадочные дома на террасах. В русском переводе их ещё называют домами на склоне холма. Я бы особого внимания на это не обратила, если бы на турецких сайтах не было указано, что вход в них платный. Предлагаю разобраться, что это за дома такие и почему в них платный вход.

На полу одной из комнат находится большая мозаика со львом. Римляне не были любителями щедро обставлять комнаты мебелью, в их комнатах могла находиться условно говоря лишь одна кровать, зато стены и пол должны были отображать весь семейный бюджет.

Итак да, вам не показалось, вход на территорию Эфеса платный, а чтобы попасть под загадочный купол, нужно заплатить ещё раз. Под куполом находится самое сердце Эфеса (по иронии оно находится впритык к библиотеке Цельса, которая красуется на всех плакатах экскурсионных туров и именуется сердцем Эфеса) и я настоятельно советую посетить его.

Так выглядят развалины дома №1. С домом №2 было бы так же, если бы его не накрыли спасательным куполом.

Начнём с чуть менее интересного и притягательного, а заодно бесплатного. Это дом на террасе №1. На самом деле это не одно здание, а группа построек, расположенная на территории 3,000 кв.м., находится она слева от купола. Эти дома активно использовались с I по VII в. н.э. Когда смотрите на скопление этих руин, то не очень понятно, как люди попадали в дома на высоте. Сейчас уже не рассмотреть, но к тем домам вели очень узкие ступенчатые улочки. Первый комплекс домов был раскопан австрийским археологом Веттерсом в 1960-1967 гг. и сохранился, мягко говоря, не очень хорошо. Как и положено в древнем мире, жилые помещения дома были расположены вокруг внутреннего двора, а некоторые люксовые дома и вовсе располагали не большими, но личными ванными комнатами. Если вы не знаете, как и где мылись римляне (а мылись они очень часто!), то почитайте вот эту статью.

Под куполом довольно тепло было даже в пасмурный апрельский день. Как тут жарко летом, сложно представить. По рабочим столам и ящикам видно, что работа здесь кипит по сей день.

Большинство жителей дома №1 имели свои фонтаны, нижняя часть зданий была оформлена цветным мрамором, верхние же здания просто были покрашены. Богатые мозаики украшали апсиды и ниши, а полы были оформлены мраморными плитами. В конце III в. н.э. серия землетрясений разрушила эти дома и их заняли мастерские, лавки и прочие представители малого бизнеса. Чуть позже, с распространением христианства, в V и VI вв. некоторые дома были оформлены под маленькие церкви.

Сводчатая комната с сохранившимся фрагментами фресок.

Но хватит о сером и непонятном, пора идти в здание-купол. Там путешественникам открывается вид на хорошо сохранившиеся дома богачей. Археологи так прекрасно поработали над раскопками, что можно практически перенестись в прошлое, взглянув на скрытую зону раскопок. Ранние постройки под куполом относятся к правлению императора Тиберия (14-37 гг.) и эти места были заселены на протяжении 250 лет, пока не произошло серьёзное землетрясение. Тогда население заметно поредело и до конца VII века эти помещения использовались под совершенно разные цели.

Каждый сохранившийся участок фресок привлекает внимание. Все дома богачей были украшены изображениями, только представьте, как долго мастера работали над интерьером.

Сейчас уже не определить, кто именно здесь жил, а дома молча показывают всё былое великолепие интерьеров с его детальными фресками, мраморными плитами и огромными мозаиками. Дома имели два, а порой и целых три этажа. Как и положено всем древним домам богачей, в их центре находился закрытый двор. Всё дело в том, что снаружи у элитных домов не было окон и единственным источником света был дворик, он же выполнял функцию вентиляции. Нам, людям с электричеством, вообще сложно вообразить, как это — большую часть времени находиться во тьме. В холодные месяцы в таких домах действовала система подогрева жилых комнат по аналогии с подогревом банных комнат в термах, тепло циркулировало между стен и, не считая возможных сквозняков и задувающего ветра, находиться в таких домах было вполне себе комфортно. Опять-таки, нам это сложно представить, как могли люди жить в домах без стен. Конечно, климат тогда был мягче, но зимой по ночам было далеко не +20 градусов. Вода в такие дома подавалась из построенных здесь же цистерн, с учётом того, что дома имели отопление, то и вода подавалась как холодной, так и горячей. Так что в принципе людям (хотя бы обеспеченным) тогда жилось вполне себе отлично.

Кто знает, может, через лет 20 здесь всё изменится и археологи с инженерами смогут по-максимуму восстановить постройки?

Нижний этаж состоял из гостиной, столовой, кухни, туалета, ванной и котельной. Верхние этажи представляли собой щедро декорированные фресками приёмные, спальни и детские. Тут мы вспоминаем физику, что весь тёплый воздух поднимается вверх и в комнатах должно было быть если не тепло, то хотя бы сносно. Что касается оформления, то здешние дома принадлежали столь богатым людям, что комнаты, кухня и даже туалеты были украшены мозаиками, а стены венчали потрясающие фрески. И какой же богатый античный дом без статуй? Сейчас мы их тут не видим, так как они были перенесены в музей Эфеса, но когда-то давно они стояли во внутренних дворах этих частных домов.

У кого-то дома была классная мозаика, изображающая нереиду (морскую нимфу) и Тритона.

Фрески частично сохранились до наших дней и поражают детальностью. Они варьировались по мотивам в зависимости от комнаты, но общие темы прослеживались абсолютно везде: изображали Эроса (он же Эрот, бог любви в древнегреческой мифологии), львов, рыб, птиц, слуг. Довольно часто сюжет фресок отображал сцены из мифов или известных тогда театральных постановок.

Бояться топтать древности не стоит, вас туда не пустят. Вы будете ходить по стеклянным мостикам и останавливаться на смотровых точках и около табличек с текстом.

Самой важной комнатой в любом богатом доме считался триклиний (столовая). Пищу и вино римляне употребляли полулёжа на специальных диванах, которые назывались клиниями. Хоть они и выглядят для нас уже достаточно привычно, ведь их рисовали во всех детских энциклопедиях, но на деле современному человеку трапезничать по несколько часов, опираясь на локоть, очень некомфортно. Что же касается другой мебели, то столешницы были сделаны из мрамора и бронзы, ножки столов были деревянными, а плетёные кресла были украшены экстравагантными мотивами.

Иногда становится довольно сложно воспринимать многоэтажность постройки, но тут главное не забывать, что дома не были одноэтажными и они находятся на склоне холма.

На столы всегда выставлялось много разной еды, ведь плодородная земля Эфеса была богата разными сладкими фруктами, в том числе виноградом, инжиром и гранатами. Главными продуктами на столе были свинина, рыба и птица. Особенно сильно регион славился своим прекрасным вином, которое подавали как на приёмах пищи, так и на религиозных церемониях. Оливковое масло высшего качества использовалось для приготовления пищи, а вот масло низкого качества использовали для освещения, его заливали в лампы.

В Эфесе очаг и семья были священны и богиня Веста, хранительница семейного очага, была одной из самых почитаемых в этой местности. Во время религиозных процессий во имя богини прямо в домах жгли благовония, а по полам комнат разливали вино.

Семьи, что жили в этих домах, проживали под одной крышей вместе с прислугой и рабами. Дети здесь получали своё первое образование, прежде чем поступить в гимназию. Женились они уже лет так в 15-16 и женатые сыновья продолжали жить в родительском доме. Отец семейства в одиночку управлял домохозяйством и принимал решение о женитьбах в семье, а в глазах родни он вообще был олицетворением божественной силы.

Раскопки этих домов были начаты в 1956 году и были обнаружены в процессе зачистки территории у холма. В некоторых интерьерах были обнаружены напольные мозаики и фрески, изображающие животных и мотивы из жизни людей.

Говоря о важном, музыка играла большую роль в жизни эфесцев. Наиболее популярными инструментами были флейта, кифара (похожа на лиру) и лира. Занятие музыкой воспринималось как талант, подаренный богами и считалось, что музыка обладает успокаивающим и целительным эффектом.

Эту комнату прозвали «комнатой муз».

В дневное время мужчины проводили время в термах или на деловых встречах на агоре (торговой площади). Зачем мужчины ходили в термы, если дома у них были свои ванные комнаты? Там у них были деловые встречи, подробнее о термах и чем там занимались можно прочитать здесь. Женщины в основном пряли, это дело было наиболее важным среди всех домашних дел и такое рукоделие было достойно знатных матрон. Чем-то их времяпрепровождение было похоже на то, как в Европе спустя несколько столетий будут собираться благородные дамы и их фрейлины за практически единственным занятием, которое позволял в те времена этикет.

Когда смотришь на эти стены, то даже не задумываешься, что в них нет окон.

Что касается детей, то дети помимо учёбы довольно много играли. Совсем маленькие играли в домики (не думаю, что у них были пледы, которые они накидывали на стулья, но кто знает), скакали на воображаемых лошадях (интересно, голова на палке у них была?), ну а где лошади, там и повозки! пускай и воображаемые. Подростки уже предпочитали спортивные игры или те, где требовалось побеждать умом. Конечно, особой популярностью пользовались азартные и настольные игры, где всё зависело от кубика или монеты. Примерно так и жили обитатели этих домов.

Прекрасно сохранившийся портрет Сократа Афинского. Украшение дома фресками и статуями таких мыслителей, как Сократа и Платона, указывало на то, что философия играла в семье очень важную роль.

Эти красочные покосившиеся стены домов богачей хранят в себе куда больше историй, чем мы можем себе представить. Кто были эти люди, чем они занимались, насколько у них были большие семьи? Какие горести и радости их ожидали каждый день? Живы ли их потомки или их род прерывался давным давно? У историков так много вопросов, но только эти молчаливые стены знают ответы на них.

Одна из моих самых любимых фресок: рыба. Смотрится очень натурально, она будто сошла с красочной книги по биологии.

Адрес: Acarlar, Efes Harabeleri, 35920 Selçuk/İzmir, Турция. Здание-купол находится рядом с библиотекой Цельса.

Время работы: каждый день с 8:30 до 18:30

Стоимость на 2022 год: 55 TL, работает музейная карта

Длительность посещения: от 30 минут до 1 часа

Особенности посещения: весь путь мимо домов будет пролегать по выделенной тропинке. Даже если вы обладаете острым зрением, я настоятельно рекомендую взять бинокль или телеобъектив для фотоаппарата, чтобы была возможность рассмотреть фрески.

В углу видны трубы, по которым шёл горячий воздух и согревал дома.

Не пропустите другие части рассказа об одном из самых красивых древних городов мира:

Эфес, история города в 13 абзацах

Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 1

Эфес — библейский город, достигший небывалого расцвета, часть 2