Археологический музей Иераполиса — прогулка по древнему спа-курорту, часть 4

На территории Иераполиса, рядом со знаменитым бассейном Клеопатры, находится небольшой археологический музей в восстановленном помещении римских бань.

Не все помещения бань используются под музей, это западная часть терм уже после раскопок.

В этот раз при написании статьи я воспользуюсь любимым приёмом: в тексте буду рассказывать о термах и в общем о музее, а в описании фотографий уже будут комментарии к экспонатам.

Справа представлена статуя нимфы, которая должна была держать чашу с водой, но этого мы уже не видим.

Итак, перед нами одно из грандиозных сооружений древнего города Иераполиса, большие термы или, по-русски, бани. Отличие между привычными нам банями/саунами и термами просто колоссальное. Это были довольно большие постройки (даже самые маленькие термы были куда больше наших банек) и они представляли собой целые спа-центры, где можно было искупнуться в бассейне с холодной, горячей или тёплой водой, а можно было пойти на массаж или депиляцию, помимо прочего термы были местом деловых встреч и встреч с друзьями. Особо большие комплексы располагали гимнастическими залами для занятий спортом, имели роскошное убранство в виде мозаик, фресок и скульптур и имели либо бесплатный вход либо впускали всех желающих за ну очень символическую плату, так как своих ванных комнат дома почти ни у кого не было, а гигиена и отсутствие чумы в любые времена превыше всего. Если хотите побольше узнать о том, как были устроены самые роскошные термы Рима, то приглашаю вас почитать эту статью.

На переднем плане маленький саркофаг — это остотек, погребальная урна. На заднем плане стоит грустный Аттис, я бы на его месте тоже грустила.

Но вернёмся к нашим термам. Они были просто огромными, размер комплекса составлял 140м на 100м и занимал площадь 1,5га. Здание было построено во II в. н.э. в рамках строительных работ после землетрясений в 60 г. В процессе реставраций после землетрясения в IV в. в одном из помещений были использованы колонны с храма Аполлона, самого значимого места в Иераполисе. Довольно быстро он потерял своё значение, не так ли? Комплекс терм ещё много раз реставрировался и видоизменялся как во времена Византии, так и после. Находки, обнаруженные при раскопках, в том числе монеты и фрагменты керамики, относятся к позднему византийскому периоду и раннему периоду сельджуков, это говорит о важности здания во все времена. Конечно, бани давно перестали быть банями и в поздний период центральный зал вообще был переделан в церковь. Из громких находок здесь нашли мраморную табличку с изображением Иоанна Крестителя.

Некогда огромный и, судя по сохранившимся элементам, роскошный саркофаг из склепа, который назвали «Томба Белла». Считается, что вот это одинокая половинка мужского тела с торца саркофага — это обожествлённое изображение хозяина гробницы. Размеры саркофага таковы, что сразу понимаешь, непростой человек там был захоронен.

До нас дошли схемы здания от разных путешественников XVIII и XIX вв. Британский археолог Чарльз Феллоуз, посетивший город в XIX в. признал это великолепное здание «руинами дворца», ругаться на его познания не стоит, так как археология как наука только начинала развиваться и в основном археологи были самоучками, база знаний накопилась со временем и развитием технологий.

Зал с роскошными саркофагами, на двух из них изображены гирлянды, довольно популярный и модный в своё время узор. На заднем плане виднеется роскошный саркофаг с колоннами, он принадлежал Азиарху Еветию Пиррону. За саркофагами справа виднеется скульптура без головы и рук, её нашли в святилище Аполлона.

Классические термы Древнего Рима подпитывались водой из акведуков и вода подогревалась с помощью котельных. Но Иераполис был особым городом, который стоял на термальных источниках, поэтому далеко воду доставлять не надо было. Тем не менее была и система отопления под названием гипогауст (hypocaust), которую придумали римляне. Пол был приподнят над землёй и стоял на 60см кирпичных столбах. Горячий воздух нагревал комнату, проходя по свободному пространству под полом, таким образом делая из комнаты настоящую сауну.

Фрагмент огромной статуи, которая, вероятнее всего, принадлежит императору Адриану. Найдена в святилище Аполлона.

В здании терм, как и полагает большим комплексам, была и библиотека, где посетители могли отдохнуть за интересным свитком после водно-гимнастических процедур. Была и гимназия, так называемая палестра, где был установлен мраморный бассейн. Но ещё эти бани интересны тем, что в них было отведено место под рынок, кто знает, что тут продавали? Полотенца, стригели (выглядит как серп, но имеет свойство мочалки) или деревянные сандали для горячих залов?

Саркофаг Азиарха Еветия Пиррона датируется 1 четвертью III в. н.э., привезён из Лаодикеи. Ворота довольно часто изображались с одной из сторон саркофагов и олицетворяла вход в потусторонний мир.

Как понятно из наличия «хлопковых замков» под названием Памуккале, вода из источников очень известковая. После того, как город был заброшен, вода всё также поступала в термы и в прямом смысле замуровала здание. Бедным археологам совместно с инженерами пришлось убрать 4 метра травертина, чтобы очистить помещение. В процессе раскопок разрушенную крышу здания сразу же восстанавливали, придавая первоначальный вид.

Монетки на витрине разложены в хронологической последовательности. Самые ранние монеты датируются VI в. до н.э. Среди экспонатов есть золотые, бронзовые и серебряные монетки, они относятся к Эллинистическому, Римскому, Византийскому, Сельджукскому и Османскому периодам.

Некоторые секции терм в последствии были переделаны под археологический музей. Часть музея находится на территории библиотеки при термах, да для древних римлян было вполне нормальным после банных процедур выпить винца и почитать какой-нибудь свиток. Интересно, что в некоторых термах библиотека делилась на две секции: с текстами на греческом и на римском языках. Ещё часть музея расположилась на территории гимназии. Сейчас мы так называем определённый вид школы, где развито углублённое изучение гуманитарных предметов, а в древней Греции это было место, где тоже учились, но вот только углублённо занимались физкультурой. В римские времена гимназии подразумевали под собой площадки для занятий спортом, от неё-то и пошло слово «гимнастика».

Невзрачная с виду третья статуя в арке принадлежит Аполлону Карейосу, она была найдена в театре. По центру располагается статуя богини Лето, она датируется концом II в. н.э. Слева, которая с головой, стоит статуя Артемиды. Вот такая вот семейка, напомню, что Артемида и Аполлон близнецы, которых родила Лето.

Богатая на источники земля привлекала к себе достаточно большое количество переселенцев, поэтому вокруг находились и другие древние города, правда они были сильно меньше Иераполиса. Здешняя местность называлась Ликийской долиной в честь реки Лик (ныне Чюрюксу) и включала в себя такие значимые города как Лаодикея, Колоссы, Триполис и Аттуда. Вот с них-то и собрали сокровища для музея. Помимо таких находок в музее хранятся артефакты Бронзового века, найденные на холме Бейджесултан. И сюда же были привезены некоторые находки из регионов Писидия, Кария и Лидия.

Отдельно среди фризов находится история Аида и Персефоны, а если быть точнее, то миф о том, как Аид похитил бедняжку.

Самым ярким и запоминающимся залом музея является зал статуй и саркофагов. В нём выставлены саркофаги, надгробные стелы, различные надписи и крышки саркофагов, обнаруженные при раскопках Иераполиса и Лаодикеи. Здесь можно найти статуи богини плодородия Деметры, бога здоровья Асклепия, бога скотоводства Пана, богини удачи Тюхе, бога-винодела Диониса, жриц египетской богини Изиды, богини здоровья Гигеи и героя мифов Аттиса, грустную историю о котором я рассказывала здесь. Помимо статуй наиболее яркими артефактами являются роскошные саркофаги с гирляндами, саркофаг с колоннами и остотек (погребальная урна).

По центру находится статуя Аида. На заднем плане выставлены сцены из жизни Аполлона. Слева первая сцена показывает рождение Аполлона, далее смерть Адониса, далее гигантомахия, а далее несколько сцен про Марсия, где самая правая сцена — это его смерть. Подробно легенду о нём и Аполлоне я рассказывала здесь

Находки с курганов и древних поселений вокруг Денизли представлены в зале малых находок. Древнейшие находки датируются IV в. до н.э., причём находки из Бейджесултан занимают особое место в зале. Среди древностей можно найти идолов, глиняные кувшины, церемониальные сосуды и каменные артефакты. Из места под названием Гюмюшлер, Аккёй и Ичикли археологи привезли глиняные сосуды, золотые орнаменты с украшений и одежды, золотые кольца и серьги. Другие находки относятся к более поздним периодам: Фригийскому, Эллинистическому, Римскому и Византийскому.

Бюст пергамского царя Эвмена II, при котором развитие царства достигло высших показателей. Он считается основателем Иераполиса

Зал, который потребует от вас больше всего времени, называется залом театральных находок. Там представлены фризы, статуи, бюсты найденные на территории театра. Сейчас в театре на их местах находятся копии, а оригиналы хранятся в стенах музея. В любом случае, чтобы всё рассмотреть в театре, понадобится бинокль, а здесь можно спокойно изучать сюжеты фризов вблизи. Единственное, нет скамеек, чтобы можно было не спеша почитать мифы про каждую из сцен. А каких сюжетов тут только нет: помимо Аполлона и Артемиды есть сцены про Адониса, гигантомахию, Марсия, Ниобу. Есть отдельный фриз с сюжетом коронации императора Септимия Севера и история про Аида и Персефону. Из статуй можно найти Лето, Артемиду, Аполлона Карейоса, Тритона и Аида. А два бюста в зале изображают царей Пергамского царства Эвмена II и Аттала III.

Фризы с театра Иераполиса. Слева направо: три Грации, Посейдон и Ниоба. Миф про Ниобу рассказывает, как она была подругой богини Лето. Ниоба родила 12 детей, а Лето всего лишь двоих, известных нам близнецов Аполлона и Артемиду. Когда Ниоба стала хвастаться своими детьми, а после стала приказывать людям приклоняться ей, то тогда-то Лето и приказала Аполлону и Артемиде убить всех детей Ниобы. 

Артефакты, выставленные в экспозицию во дворе на самом деле находятся на территории библиотеки и гимназии. Там представлены декоративные элементы с агоры, инскрипция с письмом от императора Адриана городу Иераполису, саркофаг Марка Аврелия Диедора Зевксиона, саркофаги из Афродизиаса, алтарь Зевса, статуя льва и женщины. Особо внимательные найдут табличку с изображением Цербера (он же Кербер), трёхголового пса.

Здесь уже процесс коронации императора Септимия Севера. До нас даже дошли имена, участвующих в процессии. Коронован был император, конечно же, богиней победой Ники. На фризе можно даже разобрать двух сыновей императора, Каракаллу и Гету, которого убил старший брат. Следующим императором ожидаемо стал Каракалла.

Музей довольно маленький, но если вы интересуетесь историей места и любите скульптуры и сцены мифов во фризах, то я настоятельно рекомендую посетить это место. Тем более восстановленное здание римских терм выглядит очень атмосферно.

Тритон, сын бога морей Посейдона. Найдена скульптура в театре Иераполиса, датируется концом II в. н.э. За фигурой Тритона стоит большая фигура сфинкса.

Адрес: Sümer Mahallesi, 2259. Sokak No:12, 20020 Merkez/Pamukkale/Denizli, Турция. Здание находится рядом с бассейном Клеопатры.

Время работы: каждый день с 8:30 до 19:00

Стоимость на 2022 год: входная стоимость включена в общий билет

Длительность посещения: от 30 минут до 1 часа

Особенности посещения: найдите заранее мифы, которые отражены во фризах театра и потратьте дополнительное время на их изучение.

Элементы декора с Базилики Стоа с изображёнными на них сфинксами.
Ещё раз показываю саркофаг невероятной красоты, который принадлежал Азиарху Еветию Пиррону. С такого ракурса кажется, что пара лежит на книге, настолько чётко просматривается торец книги. Но на самом деле в то время книг не было, существовали только свитки. И разгадка проста: так изображали диваны, но личной мой мозг всё равно дорисовывает переплёт…
Сокол, который доставлен будто бы из Египта. На самом деле эта небольшая скульптура приехала в музей из Лаодикеи и относится к Эллинистическому периоду.
Во внутреннем дворике собраны ещё и различные надгробные стелы. Сюжеты на них порой не уступают красоте саркофагов.
Часть саркофага с гирляндами. Очень популярный сюжет, который заказывали мастерам. 

Некрополь Иераполиса (Памуккале) и история города

Иераполис — прогулка по древнему спа-курорту, часть 1

Театр Иераполиса — прогулка по древнему спа-курорту, часть 2

Иераполис — прогулка по древнему спа-курорту, часть 3

Памуккале — хлопковые замки Турции из травертина