Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 4

Настало время показать интересные находки из двух очередных залов музея Анталии: Зала Театра Перге и Зала саркофагов. Вы всё ещё верите, что на музей можно потратить не больше пары часов? В этих залах выставлены находки из театра Перге и роскошные древнеримские саркофаги.

Сразу под потолками находятся рельефы, изображающие сцены мифов. Если у вас есть время, то можно их разглядывать часами и перебирать в голове все мифы Древней Греции. На этих рельефах изображены сцены Гигантомахии, войны гигантов и олимпийцев. Все находки относятся ко II-III в. н.э.

Те дизайнеры, которые прорабатывали зал находок из театра, просто гении. Как можно было ещё изящнее подчеркнуть величие громадных статуй, если не чёрными стенами и идеальной подсветкой, которая так магически оттеняет рельеф мрамора? На фотографиях этот зал может выглядеть довольно мрачным, но на самом деле он таким не ощущается, благодаря тёмному фону кажется, что это большая сцена, на которой оживают шедевры скульпторов древнего Перге.

Сцены жертвоприношений на мраморном фризе.

По центру зала посетителя встречает величественный Марсий. Мы его знаем по одному греческому мифу. Делов сатир Марсий наделал немного за свою жизнь, но один поступок стал для него роковым. Многие обвиняют богиню Афину в том, что случилось, потому что это она создала флейту под названием авлос. Афина тренировалась играть на своём новом музыкальном инструменте, который напоминал больше современный гобой, нежели классическую флейту, но вызывала только смех у олимпийцев. После нескольких попыток научиться играть богиня психанула и швырнула инструмент. Упал он во Фригийском царстве, где в поле его подобрал сатир. Марсий был очень любопытным существом, поэтому он дунул в о флейту и она издала звук. Он удивился и начала пробовать и так и эдак, пока у него не получилось по пути домой наиграть какую-то более-менее сносную мелодию. Время шло и Марсий не забросил тренировки, более того, его генетическая предрасположенность к музыке дала плоды (напомню, что сатиры в мифологии — это лесные божества, которые больше всего любят пить вино, слушать музыку и охотиться на прекрасных нимф) и пастух-сатир стал местной знаменитостью. Ну и как-то за очередной чашей вина (а вы из 2 части моего рассказа помните, какого объёма были винные чаши у греков) Марсий ляпнул, что он играет круче Аполлона и готов это доказать. Ну а как вы уже поняли, боги были очень жестокими и не терпели такого отношения к себе. На том пьяница забылся да уснул. На утро пошёл он с толпой своих друзей и фанатов на берег реки, хотел там пир устроить под свои песенки, но тут его ослепило нечто странное. То были девять муз и сам красавец-Аполлон. Он напомнил Марсию о том, что тот вчера наговорил. Непонятно, помнил ли пастух, что сказал это вслух, но где-то в мыслях это у него точно было, да и куда отступать уже, он согласился на поединок. Аполлон наигрывал мелодию, а Марсий повторял, но делал это даже более искусно. Бог Олимпа всё усложнял мотивы, а Марсий прекрасно с ними справлялся. И тут Аполлон сделал кое-что не совсем честное: перевернул вниз головой свою лиру и сыграл мелодию как бы задом наперёд, это звучало странно и магически. Но Марсий перевернуть свой инструмент не мог, хотя Аполлон этого требовал. Глупому пастуху следовало бы признать своё поражение и высказать слова благодарности богу, что тот уделил ему время и вообще поставил на место, но вместо этого рассвирепел и стал орать, что он хоть и не может перевернуть флейту, но все должны признать, что он более талантливый. Собравшиеся судьи хоть и оценили игру Марсия, но понимали, что им не жить, если они это скажут вслух. В это время сатира было не остановить, он бесновался и орал. Музы быстро приняли решение, что победитель тут — сын Зевса и тотчас Аполлон подскочил к Марсию и заживо содрал с него кожу, повесив её на дерево, чтобы каждый смертный знал, что гибрис (бросание вызова богу) наказуемо.

Статуя Марсия.

Ещё одна, на сей раз довольно величественная статуя Гермеса. В прошлой статье я рассказывала, как появился на свет Гермес и как ему суждено было стать 12-м богом греческого пантеона. Остановились мы на том, что младенец-Гермес попросил брата Аполлона взять его с собой на Олимп. И тот взял. Все на Олимпе были в восторге от милейшего создания, даже Гера! Пока мелкий сидел на коленях у папы Зевса, было решено, новичок будет вестником богов. Гефест соорудил для своего сводного брата таларии, его узнаваемую крылатую обувь. Гермес принял подарок с таким восторгом, что Гефест помчался обратно в кузницу и сделал для полного комплекта крылатый шлем петас и жезл с крыльями и двумя змеями, он называется керикион (у римлян кадуцей). Вообще, парень был довольно хитрый, знал, чего он хочет и как втереться богам в доверие. Что же касается его братца Аполлона, то они стали прекрасными друзьями.

Колоссальный Гермес.

Но богов Олимпа вы видели много где в музеях, императоры как Ленин, в каждом археологическом музее есть, а вот чего вы скорее всего не видели, так это Александра Македонского. Полководец, о котором до сих пор ходят легенды, его чтили при жизни и его обожали на протяжении столетий после его смерти. Все местные цари-современники подражали Александру и старались себя вести и одеваться, как он. Гней Помпей старался копировать образ знаменитого полководца, что выражалось в его статуях. На могилу Александра ездил сам Цезарь, а после и его преемник, император Август. Говорят, Август был так взволнован, что случайно отломал нос мумии… Траян хотел не быть похожим на Александра Великого, а обогнать его! А для пущего вдохновения применял при завоеваниях политику Александра, а мимоходом даже посетил в Вавилоне дом, где тот умер. В последний раз мумия Александра упоминалась в документах времён императора Каракаллы, который был уверен, что Александр переродился в нём. Во время посещения могилы он возложил на усыпальницу свою тунику и кольцо. Сложно сказать, кто не пытался ровняться на Александра, хотя есть один такой тип. Как-то Александр Великий в Коринфе изволил встретиться с философом-киником Диогеном. Царь Македонии очень уважал этого мыслителя и сказал, что сделает всё, что тот попросит. На что Диоген сказал: «Отойди, а то солнце загораживаешь». Александра это очень позабавило, так как он не привык, что к нему кто-то может обращаться с таким пренебрежением. Позже он сказал «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

Александр Македонский стоит в довольно строгой позе, как все статуи архаического периода.

Следующий зал называется Залом Саркофагов или красиво по-русски его ещё называют Залом Культуры Захоронений. Такое богатство саркофагов точно вызовет у вас головокружение. Здешние анатолийские саркофаги делятся на группы. Первая памфилийская, с ярко выраженными гирляндами, с фигурами Ники и Эроса. Эти прекрасные экспонаты создавались в мастерской Перге и потом экспортировались во все уголки Римской Империи, в том числе и сам Рим (страшно представить, сколько бы нынче стоила перевозка такого массивного груза). Вторая группа называется Сидамара и представляет собой саркофаги с колоннами. Это самый распространенный тип саркофагов, найденных в Малой Азии, а те, что находятся в музейных коллекциях, происходят из региона Памфилия. Эти саркофаги отличаются своим убранством, напоминающим храм с колоннадой, между колоннами в виде барельефов изображены сцены из жизни усопшего. Самый интересный образец такого рода саркофагов, представленный в музее, — это подвиги Геракла. Еще один замечательный пример — саркофаг Домиция Юлиана и его жены, сделанный во II в. н.э.

В Зале Саркофагов есть и вот такая замечательная инсталляция под стеклянным полом, примерно так археологи и обнаруживают захоронения.

А вот и саркофаг с подвигами Геракла. Напомню, что тип такого саркофага называется Сидамара. По периметру саркофага расположены сцены подвигов Геракла. Безусловно, интересное решение заказчика изобразить не свою жизнь, а мифы с одним героем. Возможно, человек был большим фанатом Геракла? Посмотрите на сцены ниже, узнаёте подвиги? Слева Геракл собирается убить амазонку, когда добывал пояс Ипполиты (вообще, она собиралась отдать свой пояс мирным путём, но кое-что пошло не по плану), по центру наш герой пришёл за стадом быков к трёхголовому исполину Гериону. Тот, конечно, не хотел отдавать своё драгоценное стадо, за что был убит стрелой Геракла. Справа изображён подвиг, когда нужно было к царю Эврисфею привести Кербера, охранающего подземного царства. Это самый милый подвиг и не потому что я обожаю животных, в частности собак. Во-первых, тут никто на сей раз не погиб, что редкость для жестоких мифов, и Кербер цел и невредим вернулся на своё место, во-вторых, Гераклу без всяких угроз просто удалось уговорить Аида, чтобы тот дал ему на время собаку.

Саркофаг с подвигами Геракла. Мне очень нравится, как скульптор изобразил Кербера. Учитывая, что по мифам это какой-то огромный слюнявый трёхглавый монстр, то здесь мы видим милую собачку ростом до колена. Впрочем, Герион тут тоже какой-то несоразмерно маленький, учитывая, что амазонка слева от него имеет корректные пропорции. Складывается ощущение, что скульптор делал изображения слева направо и под конец уже мельчил, чтобы уместить всех.

Вообще, в этом зале аж три саркофага с подвигами Геракла и два из них во всей красе на фотографии ниже. Если вы посетите ещё несколько музеев с саркофагами, то кажется, что у древних мастеров был каталог, по которому богатые люди выбирали себе оформление вечного дома. И да, люди при жизни себе заказывали саркофаги, потому что кто, если не живой заказчик, будет принимать работу мастера? А вдруг нужно что-то отправить на переделку и убрать недочёты? Бывало и такое, что заказчик не доживал до окончания работы, поэтому некоторые саркофаги остались недоделанными. Судя по количеству саркофагов, которое я видела за всё время во всех музеях, что посещала, это самый хорошо сохранившийся тип находок.

Два саркофага с Гераклом. Вообще, в этом зале их три, но третий не попал в кадр.

Но красота саркофагов не только в изображениях на его стенках, крышка порой была тем ещё произведением искусства. Некоторые выглядят так, что будь у них инстаграм, они бы выкладывали точно такие же фотографии, как и нынешние девушки. Например, посмотрите на барышню ниже и вы легко представите фотографию в вашей новостной ленте. И что изменилось за 2000 лет? 🙂 На самом деле это изображена спящая Ариадна.

Считаю, что сама идея и итоговая работа получились просто великолепными.

Но далеко не все были фанатами Геракла. Ниже представлен семейный саркофаг, а пара, которая там погребена, судя по всему, очень любила вино. Потому что на саркофаге изображён триумф Диониса, тут в принципе всё как и по сей день, пляски, веселье, куча винограда вместо кувшинов, но намёк понятен.

Вот мне иногда кажется, что и в скульптуре появляются ляпы мастеров. Почему на переднем плане изображена бородатая девушка? или это парень? К автору много вопросов. Возможно, он под этот сюжет сам пил вино, пока работал.

На некоторых крышках саркофагов сама крышка будто имеет форму корешка книги, особенно хорошо это видно на фото выше, но и на фото ниже фантазия тоже дорисовывает книгу. Забавно, что в те времена книг ещё не было, но при этом идея изобразить сцену из жизни человека, лежащего на книге, была бы довольно крутой.

К сожалению, лица женщины тут не видно, но работа даже так выглядит потрясающей. Скорее всего заказчица хотела поразить всех на века и ей это удалось.

Есть ещё в истории экспонатов такая неприятная тема, как «чёрная археология» и грабители могил. Одни ценят искусство, но не знают ему настоящую цену и не умеют обращаться с находками. Вторые ищут сокровища и не понимают, что любой камень может быть тем самым сокровищем. Люди ломали саркофаги и вытаскивали оттуда все драгоценности, попутно с радостью разрушая скелеты и мумии. К сожалению, до музеев саркофаги доходят уже пустыми.

По центру работа IV в. до н.э., сделанная из известняка. Это была погребальная стела. Слева видно, как грабители разломали стенку саркофага с триумфом Диониса.

Есть ещё грустный вид саркофагов, здесь такого рода я увидела только один: это саркофаг для младенца. К сожалению, дети в те времена без должных обследований умирали куда чаще и в богатых семьях особо долгожданного младенца хоронили в маленьких мраморных саркофагах. На самом деле правильнее всего их даже называть не саркофагами, а остотеками (погребальными урнами), но суть от этого не меняется.

Если обычные саркофаги не вызывают печали, ведь они демонстрируют сцены из жизни, мифов, дарят нам надписи, которые дают пищу учёным, чтобы чуть больше узнать о тех временах, то на эти маленькие саркофаги без грусти смотреть нельзя.

Если вы сразу посмотрите на фотографию ниже, то зададитесь вопросом «Рита, что это и почему ты это выложила сюда?». Да, внешне этот саркофаг непримечателен, но… Это очень-очень редкий саркофаг для Анатолии, так как сделан он был для собаки! Маленький саркофаг был найден в городе Термессос, крышка сделана в виде треугольной крыши, а на одной из сторон  есть строки на древнегреческом, из них следует, что эта маленькая гробница была построена женщиной Родопи для любимого пса Стефаноса. Если внимательно посмотреть на саркофаг, то вы ничего не увидите, поэтому представьте, сколько времени понадобилось турецким эпиграфистам, чтобы внимательно исследовать и в конце концов прочитать послание. А надпись гласит следующее:

[Он был] счастьем Родопы…

… Те, кто играли с ним, с любовью называли его Стафанос.

[Эта могила] хранит внутри того, кого внезапно забрала смерть.

Это могила Пса Стефаноса, который ушёл и исчез.

Родопа плакала над ним и похоронила его как человека.

Я, Пёс Стефанос, которому Родопа построила эту могилу.

Конечно, это некрасивый внешне саркофаг, но уникальный во всех смыслах. Ещё на табличке на фото ошибка, указано, что материал саркофага — мрамор, но это известняк.

И шедевр этого музея: статуя уставшего Геракла. Эта скульптура является копией, сделанной во II в. до н.э. Оригинал же не сохранился, тот был сделан в IV в. до н.э. талантливым скульптором Лисиппом или кем-то из его окружения. А эта статуя была найдена в Перге. Нижняя часть скульптуры была найдена в 1980 году, а верхнюю часть незаконно вывезли заграницу и даже продали на аукционе. К счастью, в 2011 году половинка была возвращена на родину и обе части объединили. Скульптура из себя представляет Геракла после подвигов. Герой опирается на свою дубинку, рядом можно рассмотреть шкуру немейского льва, победа над которым была первым из подвигов. Эта статуя скрывает в себе ещё один сюрприз. Впрочем, по этому сюрпризу и понятно, что герой совершил все свои подвиги: в руке за спиной он держит яблоки. Это отсылка к последнему подвигу, где Геракл похищает золотые яблоки из сада Гесперид. Всего в мире сделано множество копий этой скульптуры. Одна из самых знаменитых находится в археологическом музее Неаполя и была доставлена туда из римских терм Каракаллы, что находятся в Риме. Но даже та чудесная работа по качеству считается несколько хуже, чем Геракл из Анталии. Остаётся только фантазировать на тему того, насколько идеальной была самая первая статуя, которая утерялась.

Безупречный Геракл.

Ссылки на другие части рассказа о музее:

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 1

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 2

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 3

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 5