Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 2

Продолжаю рассказ об археологическом музее Анталии. В первой части я рассказала о первых двух залах, они касаются доисторической эпохи. В этой части будет очень много фотографий керамики, но до чего красивая утварь изготавливалась в древние времена!

Фигурка, вырезанная из кости.

Если вы пропустили первую часть, то ознакомиться с ней можно здесь. Следующие залы музея, о которых речь пойдёт ниже, называются залами керамики и малых находок. В просторных холлах расположено множество витрин с интересными древними артефактами, это небольшие находки, относящихся к периоду с XIV века до н.э. до XV века н.э. Так как здесь представлен достаточно большой временной период, то экспонаты упорядочены тематически и хронологически — есть специальные разделы, посвящённые геометрическому (IX-VII вв. до н.э.), архаическому и классическому (VII-V вв. до н.э.) периодам, а также римской и византийской эпохам (V-XV вв. н.э.).

Самая яркая по цветам керамика привезена в музей из церкви Св. Николая. Изображения петухов напоминают какую-то наивную деревенскую посуду, а вот те тарелки с чёрным орнаментом напоминают что-то китайское. Слева от тарелок находятся мелкие находки из церкви и орнаменты интерьера. 

Среди находок есть вещи из Караина, я коротко рассказала об этом месте в предыдущей части, это пещера, где когда-то очень давно жили люди. В этом зале очень маленькая коллекция из этого места, зато зависнуть около этой витрины можно надолго. В основном, здесь находятся всякие древние каменные инструменты, я бы сказала, что это продолжение того, что выставлено в предыдущем зале. Но есть и кое-что необычное, это древние рисунки на камнях, которые датируются средним палеолитом, то есть эти камни были исцарапаны в период с 200,000 г. до н.э. по 40,000 г. до н.э.

Это нацарапанные на камнях рисунки! Рассмотреть их на камушках очень сложно, но дизайнеры выставки постарались донести информацию до посетителей через вот такие гравюры, на которых точно можно увидеть изображение с камня. Согласитесь, что будь у вас под ногами такой камень, вы бы внимания не обратили на него.

Большую часть места занимают керамические находки, красиво оформленные и хорошо описанные. Панели объясняют применение таких сосудов, как кратер, килик и скифос. Второй раздел выставки посвящен отдельным археологическим памятникам региона Анталии. Они иллюстрированы различными находками – глиняными и стеклянными сосудами, а также изделиями из бронзы и золотыми украшениями.

Находка из Перге. К сожалению, рядом не было подписи, что именно это такое, но, вполне может быть, это часть настольной игры.

Сложно комментировать некоторые изделия, проще пояснить, откуда они такие взялись и это даст чуть большее представление о жизни в этих городах. Ниже на фото посуда из Лимиры. Лимира была ликийским городом, который основали лувийцы и его название предположительно происходит от лувийского “Луамира” и означает “Мать Солнца” и, вот неожиданность, в этом месте был религиозный культ Матери Солнца. Город был настолько классным, что царь Ликии сделал Лимиру столицей царства.

А вот и находки из Лимиры. На фоне других экспонатов они выглядят очень просто и бедновато, но у каждого города были свои темпы развития и здесь это отлично видно.

Но то, что особенно привлекает внимание — это красивая коллекция находок из города Перге. Экспонаты показывают, насколько процветающим и каким-то нереально волшебным был этот древний город. Вообще, Перге знаменит своей школой скульпторов, которые делали невообразимо красивые статуи. К сожалению, до нас дошли лишь единичные экспонаты, но зато скульпторы из других регионов любили копировать работы мастеров Перге. Благодаря этим копировальщикам, не менее талантливым людям, между прочим, почти во всех крупных музеях мира есть копии оригинальных скульптур из города Перге. Но к скульптурам мы придём позже, а пока посмотрите ниже на роскошный мраморный стол.

Мраморный стол и утварь из города Перге.

Утварь древнего мира ассоциируется с глиной, терракотой, деревом, но на самом деле стекло тогда уже тоже было. Правда, состав и процесс изготовления стекла немного отличается от современного, поэтому выглядят изделия диковинно, так как имеют непривычные для нашего стекла оттенки и отливают перламутром. Такие флаконы использовались под какие-нибудь дорогие масла и.. для слёз. Такое назначение флаконов было очень популярным и было неотъемлемой частью похоронных процессий, когда нанятые за денюжку профессиональные плакальщицы рыдали и слёзки собирали в стеклянные сосуды. После процессии их ставили на могилу, чтобы дать понять, насколько горькой была потеря. Но у флаконов для слёз в древнем мире было ещё одно назначение: показать мужчине, сколько слёз выплакала его жена, пока тот был в военном походе.

Вот примеры работ из стекла, часть из них являются флаконами для слёз. Плакать женщинам древнего мира приходилось много, что уж тут сказать.

Другой город Ликии, откуда привезли в музей настоящие шедевры, называется Ариканда. Самое интересное, что Ариканда находится недалеко от города Лимира, а разница в технике просто как небо и земля. Правда, хочу уточнить, что я не увидела табличек с датами создания предметов. Что Ариканда, что Лимира были впервые упомянуты в одно время, в V в. до н.э. Но на самом деле, есть основание полагать, что Ариканда была основана где-то во втором тысячелетии до н.э.

Не знаю, кому пришла в голову идея изображать мёртвого голубя, но выглядит странновато. Находка из Ариканды.
Находки из города Ариканда.

А теперь настало время вам сказать правду. Не все греческие сосуды называются амфорами. Слово амфора хорошо запоминается нам со школьных времён и вытесняет из памяти всё остальное, но давайте попробуем разобраться. У сосудов не только разные формы и соответствующие им названия, но и разное предназначение. Вот, например, лекифы были очень популярными, их изготавливали с VI в. до н.э. Сначала они имели чисто культовую функцию, сосуд наполняли оливковым маслом и ставили в могилу, рядом с покойником. В дни посещения кладбища их ставили поверх могилы вместе с остальными дарами. В V в. до н.э. лекифы стали использоваться и в быту.

Так выглядели лекифы. Внизу на боку лежит алабастрон, сосуд в котором хранили ароматические масла, такая вещь была преимущественно женской. Мужчины пользовались арибаллами.

Арибалла была чисто мужским аксессуаром в то время как алабастрон — женским. В них хранили ароматические масла. Интересно, какой расход был у масел, если пузырьки имели такой большой объём? На самом деле высокий расход был у атлетов, которые натирались маслицем довольно часто. В нашем представлении такая банка должна была стоять дома, но её носили на ремешке и крепили к запястью. Звучит и выглядит очень неудобно.

А вот арибаллы. Выглядят довольно массивно, учитывая, что их носили, привязанными к руке, то мне интересно, как часто их разбивали. Я вот, например, не очень аккуратная и мне кажется, что я бы расколола такую махину в первые 30 минут прогулки до стадиона.

Килик ещё один тип керамики (на самом деле видов очень-очень много и здесь я провожу лишь поверхностное знакомство с греческим искусством). Покрывали такую посуду смесью золы и тёмной глины, после обжига состав превращался вот в такой чёрный лак, который выглядит будто пластик или камень. А использовали такую посуду в качестве… чаш для вина. В античности винишко пили, разбавив его водой, но по нынешним меркам мне лично такого тазика даже для чая было бы много. Впрочем, по этому поводу у мужчин была ещё замечательная застольная игра, которая заключалась в том, чтобы лёжа на боку остатками вина из своей “кружки” попасть в металлическую чашу.  Называлась такая игра “коттаб”.

Килики. С виду простые посудины, но до чего красиво отполированные! Помимо росписи килики часто украшали весёлыми надписями, например, “Радуйся, пей и живи счастливо”.

В литровые килики наливали вино черпаками из кратеров. Вино с водой смешивали прямо в кратере и соблюдали пропорции 1/2, где использовалась одна часть вина и две части воды. Пить вино неразбавленным было дурным тоном. А такая кисленькая, едва алкогольная вода и веселья добавляла и жажду утоляла.

Кратеры украшались интересными сюжетами, которые отображают жизненные моменты из Древней Греции или сцены мифов.

Ещё один шок-контент, о котором большинство никогда не задумывается. В греческом искусстве есть два типа рисунков, где на глине изображены чёрные фигуры (700-400 гг. до н.э.) и когда на чёрном фоне изображены красные фигуры (500-200 гг. до н.э.).

Кратер, на котором изображена неопознанная мне мифическая сцена. Если вы знаете, что это за существо, то напишите мне. Но мне показалось, что чем-то похоже на Химеру. Вряд ли это такой мордастый Пегас.

А если отвлечься от многочисленной керамики, то в зале представлены профили самых известных исследователей, посвятивших свою жизнь изучению этого региона, в том числе Томаса Маркштайнера, Юргена Борххардта, Арифа Мюфида Манселя и Фахри Ишика. Они провели свои исследования в близлежащих археологических памятниках, таких как Мира, Лимира, Патара, Перге и Сиде.

Среди более современных экспонатов можно найти вот такие украшения для доспехов. Конкретно эти штуки были сделаны для лошадей.

Также в залах находится бронзовая статуя улыбающегося парня. Этот радостный паренёк на самом деле бог Аттис из фригийской мифологии. И миф об этом юном боге рассказывает нам, как ему не посчастливилось стать возлюбленным Кибелы (Великой Матери). Она знала, что им так просто не суждено было быть вместе, так как Аттис женат на речной богине. Тогда Кибела взяла да убила его жену, а бог от горя сошёл с ума. Несколько позже он расположился под сосной и в порыве безумия отрезал себе половые органы и довольно быстро умер от кровотечения. Кибела не ожидала такого поворота событий и была подавлена происходящим, поэтому перевоплотила Аттиса в сосну. Согласно мифу, кровь, напитавшая почву, символизирует потерю жизнеспособности и благодати. Также это подразумевает под собой концепт того, что жизнеспособность бога распространилась на широкую территорию, на всю Землю. В рамках религиозных церемоний, посвящённых Кибеле был культ Аттиса, который проявлялся в кастрации жрецов. Фестиваль в честь бога Аттиса проходил каждую весну, так как парень считался покровителем растений. Первая часть фестиваля подразумевала траур в связи со смертью юного бога, а вторая часть была весёлой, так как бог воскрес после долгой зимней спячки.

Бронзовая статуя бога Аттиса. Её нашли в 1971 году во время раскопок в городе Перге.

Ссылки на другие части рассказа о музее:

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 1

 

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 3

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 4

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 5

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.