Иераполис — прогулка по древнему спа-курорту, часть 3

О больших городах у меня всегда получается длинный рассказ. Впрочем, конкретно о руинах города эта часть последняя.

После посещения театра я советую подняться наверх по холму и там нас ждёт… ещё один некрополь! Он не полностью раскопан, поэтому в большинстве своём вы будете видеть лишь крышки саркофагов, торчащие из земли. Но пройдёт время и археологи доберутся и до этих кусочков земли. Если вы задаётесь вопросом, почему археологи всё разом не откопают, то я вас спешу огорчить: большинству построек лучше пока под землёй. Пока они в таком состоянии, то они не разрушаются ветром, испепеляющим солнце и дождями, а если в них есть какие-то артефакты, то это займёт ещё больше рабочих часов. Поэтому всему своё время.

Помимо невзрачных саркофагов из травертина в этой части некрополя находятся гробницы по типу героона (роскошных склепов в честь вымышленных героев и реальных ярких персонажей).

Наиболее интересным объектом в некрополе является гробница Св. Филиппа, одного из 12 апостолов. Все слышали о деяниях Петра и Павла, так что если вы не слышали имя этого апостола, то в этом нет ничего удивительного (а вот если если вы не слышали про Петра и Павла, то исправьтесь, пожалуйста), так как о нём особо не говорят и ничего интересного не пишут даже в Википедии. А та информация, что есть, сильно разнится от языка к языку (в англ. и рус. версиях даже разные даты рождения и смерти). На самом же деле у него была интересная и насыщенная жизнь. Как подобает апостолам, у него тоже была своя биография под названием «Деяния Филиппа», но она не вошла в список канонических книг римской церкви и её за столетия столько раз переписывали под тренды церкви, что остатки оригинального текста полностью исчезли к нашему времени. В прошлом столетии французские историки нашли очень старый текст, который по смыслу более близок к правде, но больше половины текста утеряно.

Гробница апостола Филиппа. Изначально историки полагали, что место захоронения святого совпадает с местом убийства, которое ныне называется мартирионом, однако в 2011 году в процессе раскопок нашли эту гробницу и она произвела фурор в мире археологии. По последним данным считается, что во времена Византии построили этот склеп и из мартириона захоронение перенесли сюда.

По сохранившейся информации мы знаем, что на момент казни апостолу было уже 87 лет и произошло убийство совсем рядом. Конечно, в биографии не говорится о казни, там дело обстояло совсем иначе: правитель Иераполиса с именем Тиран ополчился на Филиппа за то, что тот посмел обратить его жену в веру, за что подвесил апостола за ноги к дереву. Филипп разозлился, заставил землю разверзнуться и все жители попали прямиком в ад. Филиппу пришло видение с Иисусом, который сказал, что так дела не пойдут и на зло нельзя отвечать злом. В общем, жителей города вернули обратно, а за это Иисус сказал, что в рай апостол после смерти всё равно попадёт, но сначала 40 дней он поблуждает. Апостол принял это наказание и решил особо долго не ждать и испустить дух сразу. История красивая, но верится в неё очень слабо, мы-то понимаем, что его просто напросто казнили.

Рядом с гробницей находится церковь. Она примечательна тем, что здесь нашли бронзовую печать с изображением Св. Филиппа. И на одной из колонн можно найти надпись, которая переводится, как «Боже, спаси меня…».
Печать Св. Филиппа датируется VI в. и слева от него находится гробница, а справа — мартирион. Сейчас печать хранится в музее изобразительных искусств Вирджинии.

Совсем рядом с упомянутой гробницей находится тот самый мартирион. Таким словом называют культовые сооружения, построенные на месте гибели или захоронения мучеников. Так и в Иераполисе спустя несколько столетий после смерти апостола построили огромное восьмиугольное сооружение, которое в дальнейшем стало местом культа Св. Филиппа. Паломники приходили на место казни массово и вплоть до XI в. Некоторые мощи были уже в те времена отправлены в апостольскую базилику в Константинополе, а другие поехали в Рим. Сейчас уже сложно представить, как выглядел мартирион, но известно, что у него была деревянная крыша, покрытая свинцовыми листами, купол поддерживался восемью травертиновыми контрфорсами (вертикальными опорами). Ну а восьмигранная структура имеет символический характер, так как число восемь в христианстве означает бесконечность. Внутри здания умещалось 8 комнат и 8 часовен, а также 28 небольших секций, где размещались для отдыха паломники.

Мартирион датируется IV-Vв. К ярким находкам относятся четыре свинцовые плиты с изображениями святых, которые привезли сюда паломники из Европы.

В древности центром города был храм Аполлона и город строился вокруг этого святилища. Верующие приходили первым делом в святилище, чтобы узнать своё будущее и здесь же принести жертвы в месте под названием Плутонион. Древние источники повествуют о том, как ради крупных жертвоприношений зрители собирались на трибунах театра, но не того, о котором я писала в прошлой статье — в недавних раскопках были обнаружены ступени небольшого театра рядом со святилищем. На территории храма найден текст, датируемый 165-170 гг. н.э., где упоминается Аполлон Кларос. В эти годы в Иераполисе буйствовала чума и жители города обратились в центр пророчеств Кларос недалеко от Колофона, что рядом со Смирной (совр. Измир) и те в ответ им предоставили пророчество, выгравированное на блоке. В этом тексте говорится, что Аполлон потряс священные земли (а напомню, что Иераполис дословно переводится как Священный Город) стрелами из своего лука и жителям Иераполиса было велено приносить жертвы, чтобы унять гнев богов:

Принесите в жертву молодую корову, подготовленную с ладаном и сладкими благовониями, на перекрестке дорог, и окропите ею подношения, как только пламя погаснет… И после этого принесите ягнёнка вместе с его благовониями в жертву Эфиру и небесным богам..

С приходом христианства в город святилище Аполлона было разобрано на стройматериалы для постройки церквей, в средние века место использовалось в качестве свалки. Здание справа — это нимфей. При мне территория была окружена забором, поэтому походить там не получилось.

Среди прочих инструкций Аполлон призвал народ поклоняться своему Аполлону Карейосу и отправить в Колофон группу певиц, обязательно молодых девушек. В конце текста бог упрекнул граждан города:

Несмотря на то, что я действительно не раз спасал вас, я так и не смог получить от вас того изобилия, которое порадует мое сердце. Однако, вы хорошо должны помнить тех, кто сделал вам одолжение. Если вы сделаете это, как люди, которые боятся своего бога, то вы никогда не будете страдать, но вместо этого обретёте еще большее богатство и большую уверенность…

Территория Иераполиса просто огромно и с одной стороны здорово гулять по городу, а с другой видеть вот такие пейзажи с остатками руин очень даже печально.

Что же, текст выглядит как минимум забавным, учитывая, что никакой Аполлон его не диктовал. Однако верили таким посланиям очень искренне, в древности люди ходили в центры пророчеств, да и просто к магам, чтобы узнать подробности о своем будущем. Абсолютно все, от императоров до городских администраторов, богатые горожане и простые люди, обращались в такие заведения. Самыми известными из всех центров были Дельфы в Древней Греции и Дидима и Кларос в Анатолии. О Кларосе вы уже знаете, а Дидима находится в современном одноимённом поселении. И, как вы уже поняли, оракул в Иераполисе принадлежал местному богу Аполлону Карейосу, о нём и пойдёт речь. Во время раскопок на территории храма была обнаружена колея, которая ведёт в пещеру Плутониона и над ней была найдена интересная инскрипция, где каждая строчка пророчества начиналась с новой буквы алфавита. Люди, желающие узнать что-то о своём будущем, подходили к трёхногому котлу Аполлона и оттуда доставали табличку с буквой алфавита. Затем они шли с этой буквой к жрецу и тот её трактовал, исходя из инструкций, оставленных самим божеством. А вот и оригинальный текст (как всегда в моём вольно-невольном переводе). Я их целиком вас не заставляю читать, но предлагаю загадать любую цифру (или букву греческого алфавита) и найти послание для себя:

A Сам бог положит конец вещам, о которых ты беспокоишься

B Уважаемая Тюхе награждает за хорошие решения

Г Как говорится, земледелец кладёт змею себе на грудь

Δ Избегай ужасных вещей, исследуй, прежде чем делать что-либо

E Когда ты приветствуешь Немезиду правильно, верь в то, что ты всё исправишь

Z Жизнь имеет своё время. О, человек, почему ты беспокоишься по пустякам?

H Немезида срывает весы Тюхе (Правосудия) для простых смертных

Θ Рискни найти в себе силы собраться духом и закончи работу

I Мастер-лучник Аполлон обеспечит тебя работой и властью

K Сложно бороться с волнами, нужно немножко подождать

Λ Бери, делись с другими и пусть останутся только объятия радости

M Не спеши зря, это ни к чему

N Однажды во мраке ночи появился яркий свет

Ξ Советы от незнакомцев лучше ведут по верному пути

O Незрелый, если ты будешь ждать, то созреешь, когда придёт время

П Медленные черепахи следуют за воронами не смотря на то, что у них нет крыльев

P Не пытайся отправиться в морское путешествие в одиночку, вместо этого двигайся вместе с волнами

Σ Царь бессмертных спасёт тебя с помощью оракулов Карейоса

Т Почему ты спешишь? Ты мог бы уйти более счастливым, если подождёшь

upsilon Если ненадёжно сейчас, то насколько хуже будет потом?

Ф Держись подальше от плохих людей и доверяй только лучшим друзьям

Х Бог, который защитит тебя, пошлёт тебе неожиданные радости

Ψ Познай очищение духа и тела

Ω Карейос приносит удачу тому, кто является другом бога

Но тем не менее, кое-где проводятся археологические и инженерные работы. Эта постройка очень похожа на очередной фонтан и не исключено, что это он, ведь город славился своими источниками.

В давние времена святилище было самым людным местом в городе и безусловно оно было богато украшено статуями. До нас даже дошло интересное предупреждение, которое говорило о том, что нельзя перемещать статуи без разрешения. Уцелели лишь немногие скульптуры, которые ныне хранятся в археологическом музее Иераполиса. Среди найденных экспонатов есть фигуры женщин в интересных одеждах, статуя императора, предположительно Адриана, и статуя Аполлона Карейоса. Последняя дошла до нас без рук, но по изображениям на монетах мы можем предположить, что бог держал в руке двойной топор.

Древняя улочка, ведущая к театру. Некоторые плитки шатаются и под ними можно рассмотреть древнюю канализацию.

И настало время приоткрыть завесу тайны Плутониона. Так называлась пещера, откуда исходил ядовитый газ (диоксид углерода и сероводород). Пещера является естественным образованием из-за раскола в земле, но для древнего римлянина это был настоящий вход в подземный мир! Считается, что именно тут Персефона (она же Прозерпина в римской мифологии) была похищена Аидом. Неудивительно, что сюжет этого мифа был изображён и в рельефе театра и на монетах города. Жаль, что от постройки уже ничего не осталось, а вход в пещеру запечатан во избежании возможных инцидентов.

Канал для отвода термальной воды.

Интересные заметки сделал античный историк Страбон в своих трудах «География» и про Плутонион он написал следующее:

Плутонион представляет собой отверстие среднего размера, достаточно большое, чтобы в него мог войти человек, но оно достигает значительной глубины и ограждено четырехугольным поручнем, около половины плетрума [1 плетрум=30,65м] в окружности, и это пространство наполнено паром, настолько туманным и густым, что почти не видно землю. Для тех, кто приближается к перилам где-либо вокруг ограды, воздух безвреден, так как снаружи нет этого пара в безветренную погоду, ибо тогда пары остаются внутри ограды, но любое животное, прошедшее внутрь, встречает немедленную смерть. Во всяком случае, быки, которых ведут туда, падают и вытаскиваются мёртвыми; и я бросил воробьёв, и они сразу же испустили дух и упали. Но галли [жрецы Кибелы], которые являются евнухами, проходят внутрь с такой безнаказанностью, что даже приближаются к отверстию, наклоняются над ним и спускаются в него на определенную глубину, хотя и задерживают дыхание, насколько могут (ибо я мог видеть, их лица свидетельствуют о каком-то удушающем нападении, так сказать), — принадлежит ли этот иммунитет всем, кто покалечен таким образом, или только тем, кто окружает храм, или же он вызван божественным провидением, что, вероятно, в случае божественных навязчивых идей, или является ли это результатом определенных физических сил, которые являются противоядиями против пара?

В таких городах, где глаза особо ничего интересного не видят, детали нужно высматривать под ногами.

Возможно, вы зададитесь вопросом, откуда у Страбона были с собой воробьи. Он забыл упомянуть, что около Плутониона были лавки, где продавали животных разного калибра, одни покупали их для жервоприношений, но ещё больше было желающих убедиться в том, что пещера на самом деле убивает. Такая торговля приносила храму очень большой доход, а если добавить, что здешние оракулы не бесплатно предсказывали будущее, то остаётся только гадать о том, сколько денег прибывало в город ежедневно.

Не у всех руин есть таблички с описанием, что здесь находилось. Аудиогид отсутствует.

Близко к храму находится ещё одна зона активных раскопок, это дом с мраморными колоннами. Он представляет собой комнаты, построенные вокруг центрального атриума, иначе говоря, дом римских богачей. Во время раскопок в нём нашли статую Гермеса с головой Диониса, кольцо с печатью, которое принадлежало скорее всего владельцу дома, и голова бога, то ли Зевса, то ли Геракла. От римской классики этот дом отличает лишь тем, что к нему сделали пристройки после землетрясения в IV в. Добавили, например, приветственный холл, где было несколько скамеек для гостей, а пол был вымощен цветным мрамором и красным базальтом. Было величие дома скрылось после очередного восстановления дома в VII в., тогда он окончательно потерял свой аристократический шарм, а до XI в. в этом доме обитали довольно бедные люди.

Вот тот самый дом с ионическими колоннами. Справа от него под крышей находится ещё один дом, где откопали интересные фрески, но я их не увидела, так как там ещё ведутся работы.

В той же местности находится очень известный среди туристов бассейн, он называется бассейном Клеопатры. На самом деле никакой Клеопатры здесь не было и название места — чистой воды маркетинг. Зачем это нужно городу, у которого и без царицы Египта богатая история? Чтобы стрясти побольше денег с туристов. Вход на территорию бассейна хоть и огорожен аркой и забором, но на самом деле бесплатный. Там находится кафетерий, магазин сувениров и… бассейн. Вот конкретно вход в бассейн платный и если вы вышли и захотите вернуться, то вам придётся заплатить ещё раз. Так как город стоит на горячих источниках, то даже зимой здесь можно купаться. Вот только есть нюанс, о котором я расскажу, а дальше решать уже вам. Бассейн представляет из себя раскол в земле, который произошёл после очередного землетрясения в VIII в. и быстро заполнился термальной водой. Температура воды здесь круглый год очень даже тёплая: между 36-57°C, pH нейтральный, ну а сюрприз заключается в значении радона и составляет 1480 пКи / л. Да, здесь водится радиоактивный газ. Радиация калечит живые организмы и верить в её чудодейственные и омолаживающие свойства просто глупо. Вдыхание радона вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а если вдыхать его регулярно, то можно заработать серьёзные заболевания дыхательных путей, включая рак лёгких.

Так выглядит вход на территорию бассейна. Загляните туда обязательно, вход на территорию бесплатный и там есть кафе, туалеты, магазин сувениров и тенёк, которого очень не хватает в Иераполисе.

На этой же площади находится археологический музей. В него тоже отдельная плата за вход и о том, какие находки скрывает в себе здание древних терм, я расскажу в следующей статье. На этой же площади находится трансфер, которым мы с радостью воспользовались. Территория города просто невероятно огромная и мы все силы и много часов потратили на то, чтобы дойти от северного входа травертиновых отложений, о которых я тоже расскажу в следующих статьях. Вы скажете, так в чём проблема выйти у южного входа? Да в том, что машина припаркована у северного 😅. Конечно, можно дойти пешком, если у вас есть время и силы, но мы сильно спешили в следующие места по нашему плану и очень обрадовались, когда узнали, что водитель может довезти нас за $1 с человека. Поездка длилась минут 8 и за это время можно устроить себе что-то вроде обзорной экскурсии, тем более, что наш пеший маршрут строился напрямую через руины, а не по дороге для машин. Если что, движение по этой дороге практически отсутствующее, поэтому там смело можно ходить пешком.

По правую руку вдали виднеется территория с саркофагами, часть археологического музея.

Мы выделили на город не так много времени, всего часов 6, но любителям истории я бы советовала приезжать к открытию и уезжать после заката, я читала, что закаты на травертинах выглядят роскошно. Мы, к сожалению, не застали не только закат, но ещё и не посетили некоторые руины. О всех крупных значимых постройках я упомянула в своих статьях, но есть ещё другие места, которым бы хотелось уделить должное внимание. Надеюсь, что я сюда вернусь и расскажу вам о том, что упустила в первое посещение.

Северный некрополь, обзор с трансфера очень хороший.

Адрес: Develi, 20000 Denizli Merkez/Denizli

Время работы: 6:30 до 20:00, каждый день

Стоимость на 2022 год: 200 TL, работает музейная карта

Длительность посещения: от 6 часов минимум, в идеале на весь день

Особенности посещения: место очень популярное и летом на руинах невыносимо жарко, в Иераполисе нет больших руин, где можно было бы прятаться от солнца. Если соберётесь на весь день, то нужно взять с собой перекус и достаточное количество воды. Если захотите купаться в бассейне или в травертинах (да, там глубина по колено), то понадобится ещё купальник и полотенце.

Некрополь Иераполиса (Памуккале) и история города

Иераполис — прогулка по древнему спа-курорту, часть 1

Театр Иераполиса — прогулка по древнему спа-курорту, часть 2

Археологический музей Иераполиса — прогулка по древнему спа-курорту, часть 4

Памуккале — хлопковые замки Турции из травертина