Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 3

Третья часть рассказа об Археологическом Музее Анталии посвящена двум смежным залам: Залу Императоров и Императриц и Залу Мозаик, это самые запоминающиеся места в музее. Как вы уже поняли, здесь находятся мозаики и статуи императоров и других персонажей древнеримской эпохи. Все статуи из этих залов привезены из древнего города Перге.

Эти два зала обычно производят на посетителей самое неизгладимое впечатление. Они посвящены исключительно статуям, которые были найдены во время раскопок города Перге. Большинство экспонатов датируются II в. н.э. В центре Императорского зала находятся статуи Трех Граций и танцующей женщины. Вдоль стен этой комнаты выставлены прекрасно сохранившиеся статуи римских богов, императоров, их жен и других важных фигур.

Вход в Зал Императоров и Императриц.

Как видно по такому разнообразию скульптуры, город был очень процветающим. На самом деле его таким сделала школа скульпторов, очень знаменитая в античные времена. И действительно, глядя на такие шедевры понимаешь, что мастера здесь были что надо. Скульпторы соседних регионов копировали работы из Перге на заказ либо в качестве отработки навыков, поэтому некоторые из представленных скульптур вы могли видеть в крупных музеях мира.

По центру зала находится группа скульптур «Три Грации». Они хариты в греческой мифологии и грации в римской, прислужницы Афродиты / Венеры. Всегда весёлые, жизнерадостные и олицетворяющие красоту и изящество.

В центре зала сразу привлекает внимание танцовщица. Несмотря на то, что тут есть куда более популярные в мире скульптуры, эта танцующая девушка является символом музея и пока никто с этим даже не спорил, потому что она завораживает. Очень хотелось бы увидеть цельный оригинал, но такая барышня была только одна, причём имя скульптора осталось неизвестным. Фигура была разбита на более, чем сотню кусков и её смогли восстановить в том виде, в каком она предстаёт сейчас. Движение, которое передаёт статуя, выглядит невероятно реалистично, все оборки ткани будто бы мягкие, а не из мрамора. Сама фигура выполнена из мрамора двух цветов, тело светлое, а одежда и причёска темнее.

Танцовщицу даже сложно назвать статуей, она выглядит как застывшая на 1800 лет девушка, которая сейчас вот-вот продолжит своё движение в танце.

Только в музее Анталии представлено аж четыре статуи императора Адриана. Наверное, люди уставали от его вида, как мы от Ленина. На самом деле уже много о нём рассказывала в блоге, но немного повторюсь. Император-путешественник, который просто обожал поездки. В них с собой брал своего возлюбленного, юношу Антиноя, которого обожествил после его скоропостижной смерти в Египте. У Адриана была жена, Вибия Сабина, статуя которой тоже находится в этом зале (на фото выше она в правом дальнем углу стоит). Жена приходилась императору троюродной племянницей, а значит, воспитывалась при дворе. Она сумела получить отличное образование и обладала острым умом, но Адриан её ненавидел и относился к ней как к рабе, впрочем, ненависть была взаимной. Поговаривали, что когда император был смертельно болен, он якобы приказал Сабине убить себя, чтобы она не радовалась после его смерти. Вполне могло быть такое, что он её довёл до самоубийства, но вероятнее всего, он её отравил. Мы об этом уже не узнаем. Вибия Сабина умерла за год до своего супруга, прожив 36 лет в совершенно неудачном браке.

Император Адриан.

Вообще, Адриан был человеком сложным по характеру, хотя когда императоры были простыми? Как известно, в те времена очень мало кто из императоров имел своих сыновей, да и детей вообще. Цезарь (не был императором) не имел сына, а его единственная дочь умерла при родах. Его наследником был объявлен племянник, которому опять не повезло с сыном, у него родилась одна дочь. И это уже стало вполне себе традицией. Так и Адриан получил титул императора не по кровной линии, а потому что его в последний момент усыновил император Траян. Военные и сенат одобрили преемственность, но, конечно, были те, кто был недоволен выбором Траяна. Тогда Адриан приказал незаконно казнить этих людей, что в будущем сенат ему не простит. Ещё больше он не понравился элите после того, как отказался от ряда завоёванных Траяном земель. При этом он очень поощрял военную готовность и дисциплину, посетил почти все провинции Рима. Этого странного человека британский историк Эуард Гиббон относит к «пяти хорошим императорам», современники описывали его как загадочного и противоречивого человека, обладающего способностью как к великой личной щедрости, так и к крайней жестокости, движимого ненасытным любопытством, самомнением и амбициями.

Ещё забавный факт, император Адриан был первым, кто стал отращивать бороду. Говорят, что так он пытался прикрыть изъяны кожи.

Если императора Адриана можно считать вполне двуличным и подвергать сомнению его политику, то его предшественник, император Траян, смог достигнуть небывалых успехов и привести империю в максимально процветающий вид. Историк Тацит назвал эпоху правления Траяна «beatissimum saeculum», «счастливейшим веком». Траян жил военными походами, он успешно завоёвывал земли, ввёл хорошие изменения в структуру армии, его очень любил народ. Вообще, Траяна описывают как человека очень выносливого, справедливого, верного друзьям, милостливого. Дион Кассий описывает его так:

Он никому не завидовал и никого не убивал, но уважал и возвышал всех достойных людей без исключения, не испытывая к ним ненависти или страха. На клеветников он не обращал внимания и не давал воли своему гневу. Ему было чуждо корыстолюбие, и он не совершал неправедных убийств. Он расходовал огромные средства как на войны, так и на мирные работы, и сделав очень много крайне необходимого по восстановлению дорог, гаваней и общественных зданий, он не пролил ничьей крови в этих предприятиях… Он был рядом с людьми не только на охоте и пирах, но и в их трудах и намерениях… Он любил запросто входить в дома горожан, порою без стражи.

Император Траян. На его доспехе изображена голова Медузы Горгоны. 

Ещё одна интересная фигура, представленная в музее, не набрала популярности по всей империи, но была настоящей героиней Перге. Её зовут Планция Магна, она была дочерью семьи Планциев, имевших в Перге большое влияние и оставивших после себя большое культурное наследие в период между I и II веками. Отец девушки, Планций Вар, был сенатором и губернатором города. Сама Планция играла активную роль в жизни города между 120 и 126 годами. Найденные таблички с информацией о ней называют её «Великий правитель города», «Жрица Артемиды», «Жрица богов-матерей», «Жрица императорского культа». Судя по этим званиям, очевидно, что она взяла на себя политические, религиозные и социальные обязательства, помимо дошедших до нас строительных проектов. Найденные отрывки текста в общественных местах гласят, что «Планция Магна тратила свои деньги», «она тратила свои деньги в изобилии», «она тратила без контроля мужа». Статуя, изображающая девушку, была найдена в одной из трёх ниш парадных ворот южно-римской бани на Большой Площади в Перге. Статуя сделана из блока монолитного мелкокристаллического белого мрамора и одета в хитон и гиматий в стиле Великого Геркуланума. Если всмотреться, то видно, что на её шее есть кольца Венеры и диадема на голове, украшенная четырьмя бюстами. Два из этих бюстов несут доспехи и палудаментум (плащи). Два других бюста одеты в тогу и гиматий. Эти изображения сильно стёрлись, поэтому рассмотреть их практически невозможно, но центральные бюсты изображают императоров. Без сомнения, Планция Магна была названа «Жрицей императорского культа», поскольку она была коронована Короной Императорского Бюста. Под статуей находится надпись из 8 строк: «Дочь Марка Планция Вара и города, Жрица Артемиды, та, которая становится демиургом в третий раз, Жрица Метер Теон (Великой Матери в греч. мифологии) и главная Жрица Августов на протяжении всей её жизни, Планция Магна [удостоена этой статуи] Марком Планцием Александром.»

Статуя Планции Магны.

А теперь перейдём к богам, Планция Магна служила Артемиде. И не просто так, Артемида Пергская была покровительницей древнего города. Богиня входила в пантеон и обладала небывалым могуществом. Вообще, не стоит недооценивать греческих богов, милыми их поступки кажутся после прочтения детских мифов. По факту же боги творили, что хотели и нередко ими управлял гнев, они без жалости мстили людям, которые не почитали богов или недостаточно хорошо это делали. Среди знаменитых жертв Артемиды затесались Каллисто, Адонис, Орион, Ариадна и много кто ещё. Но сегодня расскажу миф про Агамемнона, так как этого персонажа ещё не раз упомяну в своём рассказе о Турции. Агамемнон — персонаж древнегреческой мифологии, царь Микен, сыгравший яркую роль в Троянской войне. Именно брат Агамемнона взял в жёны ту несчастную Елену, из-за которой началась вся заваруха. Пока армия готовилась к походу на Трою, Агамемнон случайно разгневал Артемиду, во время охоты в её священной роще он подстрелил священное животное, оленя. Но Агамемнон ещё об этом не знал. В это время к армии примкнул Ахилл. Все знали имя этого отважного бойца и всем не терпелось, чтобы он взял на себя командование, ведь этот паренёк является залогом победы! Но когда собрались плыть на Трою, то ветра не было никакого. Вообще. Артемида в наказание лишила греков ветра и те встряли на месте на многие дни. Время шло, армия уже порядком расслабилась и Агамемнон вызвал жреца Калхаса.  Калхас долго не мог сказать правду царю, но всё-таки выдал причину бед. Агамемнон распсиховался, но признал свой косяк, уточнил, сколько десятков быков нужно принести в жертву этой Артемиде. Но богиня была так зла, что хотела принять в качестве жертвы… старшую дочь царя. Царь ни в какую не хотел приносить в жертву свою умненькую и красивую девочку, тему замяли. Шли дни, ветра не было вообще никакого, все изнывали от духоты, в лагере пошла хворь. Шли недели — ни травинка не шелохнулась. Сдался царь Микен и приказал Одиссею грести своими силами в Микены, чтобы тот привёз любимую дочь царя, Ифигению. Чтобы дочь из дворца отдали без проблем, царь придумал обмануть всех, сказав, что дочь должны везти на её свадьбу, с Ахиллом. Эта идея показалась Одиссею глупой, так как какая мать согласиться отправить дочь на такое событие в одиночку, она ведь увяжется с ними! Но царя не ослушался, отправился за девушкой. И что потом сделает с ним жена царя, когда всё вскроется? Но не Одиссею же с этим разбираться. Как и следовало ожидать, при словах «женитьба», «Ифигения» и «Ахилл» весь двор поднялся на уши, начались активные приготовления. Одиссею пришлось терпеливо ждать две недели, когда корабли, нагруженные всякими нарядами, подарками и вкусностями будут готовы. Стоило прибыть им обратно к войску, как жена царя, Клитемнестра, почувствовав духоту и увидев больных воинов, заподозрила что-то неладное. Агамемнон быстро раскололся и после воплей жены передумал по поводу своего решения. Настали самые тяжёлые сутки принятия окончательного решения. C одной стороны, Артемида не имела права отнимать жизнь невинной девушки, а с другой что значит одна жизнь против всего царского рода и процветания всего царства? Ифигения сама поставила точку на рассуждениях и изволила принести себя в жертву. Легла на жертвенный камень, Калхас подготовил клинок, чтобы убить девушку, воззвал к богине, чтобы она увидела жертву, вонзил нож. Но девушки на камне уже не было, там лежал мёртвый олень. Этот знак приняли как то, что Артемида в последний момент спасла девушку. Моментально поднялся западный ветер, Зефир. Войско стало готовиться к походу на Трою, а Одиссей тайно надеялся, что Ифигения телепортировалась домой во дворец…

 Охотящаяся Артемида. Как же потрясно скульпторы изображали движение!

Другой известный всем бог стоит по центру зала, опираясь на черепаху. Это Гермес. На самом деле если вы в музее видите какого-то паренька с черепахой, то очень высокая вероятность, что это Гермес, так как это животное является одним из символов бога. По мифу, в греческом пантеоне было 11 богов. И Зевс, которому вскружила голову бессмертная плеяда Майя, придумал отличный повод для нового романа на стороне: нужен 12й бог. Но Гере об этом было знать нельзя, поэтому Майе пришлось рожать в тайне, в пещере. Мальчик родился здоровым и назвала она его Гермесом. Но боги даже будучи детьми уже ведут себя не так, как все дети вокруг. Через полчаса после рождения он начал ползать, параллельно болтая с мамой, потом попросил света, так как он не видел стен пещеры. Света ему не дали, тогда он взял камни и выбил искры, сумев поджечь солому. Спустя время на лугу рядом с пещерой юный Гермес обратился к матери, чтобы та приготовила суп из вон той черепахи. А сам с ножом пошёл добывать говядину. Майя даже не спорила с младенцем, она видела, что он особенный. В общем, они отлично отужинали, но сын Майю немного смутил: он перед огнём высушивал коровьи кишки, параллельно делая в панцире черепахи дырочки. Верите вы или нет, но в свою первую ночь Гермес преодолел какое-то невероятное расстояние, пока не вышел на прекрасное стадо коров. Не знал юный бог одного: эти коровы принадлежали его сводному брату Аполлону. Разгневался, кстати, тот не на шутку. Никаких улик вор не оставил, поэтому Аполлон сбил стрелой птицу на ветке и вскрыл её, чтобы по внутренностям понять знаки. Если вы удивляетесь такому действу, то у меня плохие для вас новости: при язычестве оракулы предсказывали будущее на органах животных, по их расположению и цвету. Да. Но вернёмся к мифам. Конечно, Аполлон сразу «прочёл», куда увели его ненаглядных коров и помчался на эту гору под названием Киллена. А около пещеры, значит, была толпа нимф. И чем ближе он подходил к пещере, тем явнее слышал нечто бесподобное, он даже забыл про свой гнев, настолько его очаровала музыка. И тут всё резко стихло. Разгневанный бог ворвался в пещеру и увидел разделанную корову, а рядом младенца. Малыш-Гермес вступил в беседу со своим сводным братом и показал своё изобретение. Они как подростки сидели и пытались играть на получившейся лире, пока Аполлон опять не опомнился, зачем он здесь. Тогда малец пояснил, что ему нужны были лучшие коровьи кишки, чтобы сделать брату идеальный подарок. Такой расклад польстил Аполлону, но и это ещё не всё. Мелкий рассказал, как сделал подношения 11 богам пантеона в виде тех красивых кусков мяса. А 12й съел сам. Что добавить, Аполлон, как и любой другой бог, обожал подношения и ничего не смог сделать, кроме как принять в подарок лиру, простить Гермеса и, по просьбе того, взять его с собой на Олимп, чтобы со всеми познакомить и включить его в список 12 богов…

Гермес, стоящий на черепахе. 

Последняя богиня пантеона на сегодня — досточтимая Афродита. Не знаю, какую бы вам историю рассказать, связанную с Афродитой. Она в целом-то вела себя относительно тихо, кроме того, что задала сюжет Троянской войне, которая длилась аж девять лет. Но об этом я расскажу всё же как-нибудь потом. А сейчас предлагаю поговорить о её рождении. Имя Афродита дословно переводится «из пены», это объясняет способ её рождения и мы постоянно слышим эту замечательную историю и по сей день. Только она взялась не просто из пены морской. Давайте пойдём издалека. Был некий абстрактный Хаос, он же Космос, из которого появились создания: Эреб (тьма), Никта (ночь), Гея (земля) и Тартар (пещеры). Гея сама родила сыновей Понт (море) и Уран (небо). Они не были личностями и не были богами, поэтому то, что небо покрыло землю можно понимать двояко и появилось у Урана с Геей много детей. Я их всех перечислять не буду, упомяну лишь одного, Кроноса, которого Гея подговорила убить своего отца-деспота-Урана. На самом деле Урана ненавидели все его дети, но осмелился на такой шаг только Кронос. И он, вооружившись серпом пошёл на своего отца, но замахнулся не очень удачно и отрубил половые органы Урана. Удивившись и, будучи ошарашенным, под вопли отца он взял, да швырнул отрезанное куда-то очень далеко. И упали органы в море. Тут водоворот из крови и семени забурлил, запенился, там явно что-то зарождалось и это должно было быть что-то определённо отвратительное, как сам Уран. Но на самом деле это была самая красивая богиня из всех богинь, невероятная Афродита. Таким образом по генеалогическому древу богов Афродита являлась Зевсу тёткой и была самой старшей в пантеоне.

По статуям Афродиты можно узнать, какие были в те времена идеалы красоты. Не сказала бы, что хоть какая-то Афродита из тех, что я увидела, смогла меня ослепить своей красотой, но скульпторы старались, конечно.

С популярными богами на сегодня закончили, но ненадолго вернёмся к Артемиде. Этот зодиакальный диск был найден в Перге в 1965 году. Диск сделан из прекрасного мрамора с пурпурными полосами и имеет выемки, показывающие, что он был подвешен с двух сторон. Цикл, который проходит вокруг диска, разделен на двенадцать частей, каждая часть имеет свои рельефы, представляющие гороскоп в соответствии с последовательностью, начиная со сломанной части слева. Первый — Козерог в виде дикой козы с рыбьим хвостом, за ним следует Стрелец, представленный в виде кентавра, который держит лук. Следующий — Скорпион. После Скорпиона идут Весы, которые изображаются в виде летящей фигуры, раскинувшей руки и держащей весы. Дева держит в руках два колоса, и они изображены очень похожими на рельеф Весов. В следующих частях появляются легко опознаваемые Лев, Рак, Близнецы, Телец, Овен и Рыбы. В центре диска изображена богиня Артемида и, связанные с ней, фигуры. Голова богини полностью отломана, а верхняя часть тела истерта. На бюсте Артемиды есть большой полумесяц за плечом и две звезды с шестью проблесками на каждой. Слева от фигуры Артемиды изображен Аполлон, ее брат-близнец. С правой стороны от нее находится Ниоба, которая пытается спасти своих детей от стрел Артемиды и Аполлона. На правой стороне диска спереди изображен обнаженный человек, его голова и туловище сломаны. Скорее всего речь про миф, когда Артемида моется в реке, а Актеон, который занимался охотой, случайно вышел на плещущуюся богиню. За это она его наказала и сказала, чтобы он не проронил ни звука. Когда в лесу охотника позвали его товарищи, он откликнулся и тут же превратился в оленя. Он не поверил в происходящее и побежал к реке посмотреть на своё отражение, увидев там оленя, он закричал, призвав тем самым своих же собак, которые его придушили. Артемида, которой поклонялись в Анатолии, связана с символами: лук, стрелы и колчан. Часто богиню изображают рядом с собаками. На всех этих изображениях видна её охотничья личность. Полумесяц и звезды — символы, которые показывают ее отношения с небом, она управляет землёй и морем как божественной силой. Считается, что она косвенно контролирует главные вопросы, такие как рождение, воскресение, жизнь и смерть.

Зодиакальный диск. Рассмотреть фигуры невероятно сложно, если честно, определить вживую что есть что было даже сложнее, чем на фото.

Внучка титанов, не вошедшая в пантеон, Геката. Скульптура Гекаты была вырезана из прекрасного пористого белого мрамора. На её постаменте есть трехстрочная надпись на греческом языке, которая гласит: «Братья и сестры Евтихоса и Саймса, дети Гермоса и их родственники, Александр и Феймофей, сыновья Руфа, сделали [эту скульптуру]». Левая нога, несущая вес статуи, остается позади, а правая ступня, которая является стабилизатором, находится немного впереди. Статуя трёхголовая, у которой все лица имеют одинаковое выражение, и четырёхрукая, каждая рука держит факел. Геката была богиней анатолийского происхождения. Наибольшее уважение к ее культу было в городах Карии и Фригии. Среди титанов Геката является потомком богов, которых называют «солнечной знатью». Она — единственная богиня, имеющая власть одновременно на земле, море и небе. Первые изображения Гекаты имеют лишь одну голову, но с развитием культа богиня стала изображаться с тремя телами или тремя головами на одном теле. Эта тройная форма Гекаты олицетворяет рождение, смерть и жизнь, в мифологии она была дочерью ночи и тьмы. Помимо луны и ночи, она была связана со смертью, подземным миром и колдовством. Геката, несущая в руке факел, описывается как «phosphoros» (светоносная). Считается, что Геката несет души умерших в другой мир вместе с лодочником Хароном, полагаясь на свет своего факела, который обычно держит в одной из рук. Также считается, что только Геката, как богиня душ, имела ключ от дверей преисподней. Кроме того, считается, что плохие духи по ночам, особенно на краю трех дорог, встречаются с ней. Из-за этого люди на перекрестках поклонялись богине Гекате и там же приносили ей обеты. Скульптуры Гекаты ставили в дверных проёмах домов, чтобы бедствия держались подальше от тех, кто живёт в этих охраняемых домах. Геката также связана с лунными богинями Селеной и Артемидой. Итак, новолуние относится к Артемиде, полная луна относится к Селене, а окончательная форма луны относится к Гекате. В римский период Геката считалась главным божеством ведьм.

Очень мрачная Геката.

В музее также представлена коллекция алтарей, образцы небольших размеров, которые, как принято считать, использовались в домашнем поклонении. Из-за своих тяжелых и опасных условий существования древние общества намеревались как приблизиться к богам, так и стать связанными с ними, предлагая им дары с целью обеспечить их принятие прошения убежища и духовного очищения. Алтарь назывался «алтарем» на латыни и «бомос» на древнегреческом. В древнем мире люди персонализировали свое богослужение в своих домах в соответствии со своими верованиями, и, как следствие, возникли жертвенники домашнего типа. Роль тех алтарей, которые были оставлены в качестве обетованных даров в святилищах, скорее всего, была свидетельством обета, данного божеству, и поэтому они были символом религиозности, а не функциональным объектом. Домашний алтарь представляет собой личное выражение надежды или благодарности. В небольших размерах, с использованием круглых и квадратных форм и различных материалов, они могли быть посвящены богам и героям. Они могут быть без богатого украшения, но могут иметь тиснение и надписи, украшаться гирляндой или растительным орнаментом. На посвященных богам алтарях часто появляется рельеф или символ божества, а иногда они несут имя бога, которому был посвящен конкретный алтарь. С течением времени и с ростом значения культа жертвоприношений алтари стали более распространёнными и стильными. Максимально разнообразные и красивые образцы алтарей в Анатолии относятся к периоду Римской Империи. В этот период алтари стали посвящать ещё и римским императорам.

Домашние мини-алтари.

Как бы хорошо я не относилась к Византии, мозаики они делали просто безобразные. Римляне обладали потрясающими школами мозаики и делали настоящие произведения искусства. К сожалению, мастерство со временем потерялось и превратилось в какое-то грубое и непропорциональное искусство. И всё же это кривое, но наследие, поэтому оно хранится в музеях. Сначала посмотрите на фотографию ниже и попытайтесь понять, что на ней происходит. А происходит вот что: мать Ахилла опускает его в воды реки Стикс, чтобы сделать его неуязвимым для врагов. Простите, но иногда я археологам могу только сочувствовать. Эта мозаика была найдена в городе Ксанф и, я этого не уточнила в музее, но похоже, что она относится к эпохе Византии, мне слабо верится, что это шедевр античности. Ниже представлена ещё одна мозаика, она гораздо больше по размерам и находилась на полу, качество исполнения совсем другое.

Эта потрясающая мозаика привезена из города Ксанф.
Другая мозаика выглядит гораздо лучше, всегда удивляло, как у мастеров хватало терпения сделать мозаикой целый пол. Эта мозаика привезена из Селевкии и изображает античных философов

Завершу эту статью фотографией стола с полем для настольной игры. И карточки собирать не надо в коробку, всё уже готово для партии! Вообще, римляне были теми ещё игроками, играли все и везде, серьёзные деловые мужчины играли в термах, рабы играли на лестницах государственных зданий. Дети могли расположиться прямо на полу и выцарапать там себе поле. А как давно вы играли в настольные игры?

Стол для настольной игры. Если всмотреться, то видно разметку игрового поля.

Ссылки на другие части рассказа о музее:

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 1

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 2

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 4

Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 5