В музее Анталии каждый экспонат является шедевром. Основной источник богатой коллекции — это, безусловно, расположение Анталии, где обитали пещерные люди, где по сей день находятся великолепные города Ликии и где Римская цивилизация сменилась на Византийскую. В 1988 году Совет Европы выбрал археологический музей Анталии “музеем года”, а в 2016 году музей получил Excellence Award за коллекцию экспонатов.
Мне музей очень сильно понравился. Он оказался очень большим вопреки всем ожидания. Конечно, по объёму коллекции это далеко не Музеи Ватикана, не Эрмитаж и он даже меньше, чем Археологический Музей Неаполя. И всё равно в нём можно провести целый день, не понимаю тех, кто говорит, что можно за один час обойти всё. Ну разве что сквозь залы пройти, не задерживаясь около экспонатов. Все экспонаты разделены на тематические залы, о двух из которых расскажу в этой статье. Остальные залы опишу в новых статьях, потому что материала очень много и хотелось бы показать как можно больше.
Зал истории природы
Музей начинает свой рассказ с максимально далёких времён. В этом зале представлено то, что осталось от древних обитателей нашей планеты. Здесь можно найти ископаемые останки рыб, костей древних животных, коллекции древних ракушек. Мне кажется, такие вещи очень интригуют всех людей с детства. Если вам не нравится рассматривать скелет рыбы, которой 200 млн лет, то вы точно потеряли своего внутреннего ребёнка. Тест на это дело представлен ниже на фотографии. Испытываете восторг?
Из диковинок здесь можно найти раковины гигантских улиток, раковины фораминифер (одноклеточных организмов), окаменелости вымерших головоногих моллюсков и коралловых полипов. Зал довольно маленький, но находки собраны интересные. Удивительно, как музей приведёт посетителя от вот этих ископаемых к невероятно красивым статуям. И то и другое — неотъемлемая часть археологии.
Доисторический зал
В этом зале представлены находки эпох палеолита, мезолита, энеолита, неолита и ранней бронзы. Большинство экспонатов являются находками из Караина, пещеры, где сохранились следы обитания людей. Большинство выставленных экспонатов выглядят так, что лежи они у вас под ногами, вы бы даже не обратили на них внимание. Здесь есть каменные наконечники копий, засохшая и почерневшая пшеница и ряд всяких невзрачных камушков и костей, которые на самом деле являются ценными находками. Стоит добавить, что пещерные люди понятие очень широкое. Вы можете себе представлять обезьяноподобных людей, а можете представить хомо сапиенсов. И будете правы в обоих случаях, эпоха палеолита иначе называется ранним каменным веком. Период этот даже близко не похож на понятие слова «век». Он начался около 2,6 млн лет назад и закончился приблизительно в 10,000 г. до н.э., правда во всём мире все такие большие периоды имели разные темпы развития и заканчивались не синхронно. И стоит понимать, что в начале палеолита как раз были обезьяноподобные люди, их ещё в учебниках называют «человек прямоходящий» или «арахнотроп» и только в конце палеолита появляется тот самый хомо сапиенс. И только под конец этого огромнейшего периода люди стали как-то проявлять своё творчество и тогда появились первые произведения искусства и признаки первых религиозных культов.
Мезолит — это средний каменный век. В это время активно обрабатывают камень, создают стрелы и лук. В это время приручают собак, а вот гончарством ещё не занимаются. Неолит иначе называется новокаменным веком. Люди начинают активно рыбачить, а ещё применяют методы шлифовки к каменным изделиям, эти методы были известны и в мезолите, но массово их не применяли. В общем, большая часть коллекции этого зала представляет собой орудия из кости и камня, а на изображениях в витринах можно понять, как происходил процесс производства этих инструментов.
Основное внимание на этой выставке уделяется объектам из пещеры Караин, но есть также некоторые находки из пещеры Окюзини (Öküzini) и места под названием Сехахююк (Sehahöyük), о последнем месте я не нашла никакой информации в интернете. Один из самых красивых экспонатов — фигура женщины, найденная в Хаджилар Хююк, стоянке неолита недалеко от турецкого города Бурдур. Скорее всего, это богиня, так как фигурки подобного образа периодически попадались при раскопках поселения, некоторые из них были верхом на леопарде, другие держали в руках детёныша леопарда. Другие изображались с ребёнком в руках. Эти женские фигуры могли быть в набедренной повязке, а могли быть и обнажёнными.
Хаджилар нам ещё известен симпатичной и даже изысканной керамикой с многочисленными геометрическими узорами (можно рассмотреть на фото выше). В музее вообще очень много керамики древних времён, а некоторая посуда, сделанная в 3000 г. до н.э., и вовсе привезена сюда из Караина. Согласитесь, что язык не поворачивается назвать людей, которые при свете дня расписывали керамику, пещерными людьми. Конечно, в 3000 году до н.э. люди были очень даже современные по внешнему виду, но всё равно использовали пещеры как минимум в качестве складов. Чтобы вы понимали, что из себя представляли люди в то время, скажу, что Большой Сфинкс был построен около 2500 года до н.э.
Чрезвычайно интересной особенностью этого зала является реконструированное захоронение урны из городища Караташ-Семаюк (Karataş-Semayük) недалеко от города Эльмали. На этом месте было найдено кладбище раннего бронзового века, где людей хоронили в глиняных сосудах, помещенных под землю. Увидеть такую находку было диковато, потому что пифосы (сосуды с заострённым основанием) обычно использовали для хранения зерна, оливкового масла, вина, солёной рыбы. Порой вот так кажется, что мало что уже может шокировать, но люди чего только не придумали. Как оказалось, такие захоронения были популярны на территории Анатолии.
На этом завершаю рассказ о первых двух залах музея и ниже перечислю ссылки на другие части моего рассказа об этом месте. Читайте также:
Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 2
Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 3
Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 4
Археологический музей Анталии — островок древностей на курорте, часть 5