День 4: Ледник Нигардсбреен, цены в магазинах и живописные дороги

Настал один из самых ожидаемых дней для всей команды. Всем не терпелось посмотреть на этот загадочный ледник в 30ти градусную жару.

Мне, как соне, привыкшей спать минимум 8, а лучше 9 часов в сутки, было очень сложно в этом путешествии, а спали мы очень мало. Четвёртый день не был исключением, а ещё после сна на ледяной земле мы проснулись в 5:30, чтобы продолжить путь через горы к леднику.

Fantesteinen
Тут видно палку, которая указывает на то, где под снегом находится дорога. Сложно представить, что зимой снег может достигать такой высоты

Насколько сейчас помню, четвёртый день для меня был решающим в плане сна. Стоило мне закрыть глаза, как я резко выпадала из реальности. И спала я в машине почти весь день, изредка выбираясь посмотреть на природу.

Norway
Национальные дороги сопровождаются такими видами. Жаль водителей, которые за рулём не могут много смотреть по сторонам

Первым делом мы отправились в магазин Extra поглазеть на цены и попробовать купить молоко. Вот примеры цен в Норвегии. Даже конфет не захотелось. Фотографий я сделала, конечно, больше, чем тут представлено, но по ним можно сделать выводы.

Йогурт за 85 руб 150 грамм
Shopping in Norway
Знакомая нам Хубба Бубба стоит аж 110 руб!
Мармеладки за 300 руб как вам?
140 грамм арахиса в шоколаде за 300 руб? Почему бы и нет
Shopping in Norway
Молоко за 250 руб/1 литр
6 яиц за 208 руб

По пути был ещё один паром, который обошёлся нам в 250 NOK (1950 руб). Но к диким ценам мы начали привыкать, особенно после всеобщего осознания, что объехать фьорды можно, но мы потратим несколько часов дороги + те же самые деньги за бензин.

Norway
Уже вполне привычный вид с парома

После пересечения фьорда у нас начались красивые пейзажи долины Бергеймен, под которые я отлично спала, изредка выбираясь на смотровые площадки 😀

Fantesteinen
Для туристов организованы деревянные мостики, чтобы не переломали ноги на камнях. Увы, смотреть под ноги здесь некогда

Самая живописная дорога за день называлась Фантештайнен (Fantesteinen). Этот путь на протяжении веков был опасен для тех, кто хотел пересечь горы по Согнефьелле (Sognefjellet). Торговцы и фермеры объединялись в группы, чтобы совместно пройти по суровой снежной и каменистой дороге.

Идеально прозрачная горная вода, голые скалы, отсутствие ветра и плотных облаков переносит будто на другую планету

В наши времена летом дорога не выглядит опасной, если вы добираетесь на автомобиле и не съезжаете с серпантина. Зимой путь завален снегом и, как мы поняли, высокие палки вдоль дороги сделаны именно для того, чтобы при расчистке снега было понятно, где же надо расчищать.

Fantesteinen
Маленькие жилые домики с зелёными крышами

Чем выше в горы, тем красивее вид. Эта природа имеет способность поразить сердце даже такого любителя городов, как я. Где-то час мы бродили по деревянным мостикам и не могли надышаться горным воздухом.

Norway
Эти горки из камушков, которые можно рассмотреть на фотографиях, называются «тог» и их принято не трогать. Раньше их собирали, чтобы в сильный туман или в снегопад не сбиться с тропы

Далее мы направились к главной точке четвёртого дня — к леднику Нигардсбреен (Nigardsbreen). Ледник не самый крупный, но самый популярный среди туристов, так как заплатив много денег, получив пару кошек и написав на документах номер телефона, кому звонить в случае вашей неожиданной кончины, вы имеете право вместе с группой и гидом (за каких-то 600 NOK — почти 5 тыс руб) взобраться по леднику на какую-то контрольную точку.

Ряд точек — это не муравьи, а люди, покоряющие Нигардсбреен

Занятие действительно, опасное. Ледник настолько огромен, что всё, что вы видите на фото — лишь самое основание рукава. Летом ледник усиленно тает, от него откалываются огромные глыбы льда, а обвал может случиться в любой момент. Гид знает безопасные тропы и умеет действовать в чрезвычайной ситуации. Вы бы рискнули взобраться по леднику? У нас на это дело не было сил, лишних денег и времени, чтобы в жару и жуткий ледяной ветер (сопоставьте это!) взбираться по таящему льду.

Nigardsbrenn
Найдите основание ледника, где зелёная надпись. Там люди и пытаются прикоснуться к вечному льду

Когда мы приехали на парковку, которых две, ледник казался таким близким! «Сейчас за 10 минут дойдём», подумала я. И была чертовски неправа. Какое счастье, что мы не остановились на бесплатной парковке и заплатив автоматическому шлагбауму 120 NOK (930 руб) за две машины, продвинулись на три километра вперёд. Путь до ледника был настоящим мини трекингом, который мы преодолели за час. Путь был долгим и лежал через большие валуны, на которые нужно было забираться и потом спускаться. На вертикальных местах даже есть канат, за который можно держаться, а через непроходимые места лежат деревянные мостики.

Nigardsbreen
Мощная стена льда, которая веками смещается вниз, раздвигая почву

Для ленивых есть лодочки, которые за неприличную плату (60 NOK — 470руб) быстро провезут вас по озеру и оставят вам для острых ощущений ещё полпути пешком. Всё дело в том, что озеро заканчивается довольно рано. Выше находятся только скалы с бурлящей водой. На мой взгляд, пользоваться водным путём не имеет смысла, так как те полпути, что вы проплывёте, пройти ногами можно без проблем. Проблемы начинаются как раз за пирсом, так как вторая часть пути полна валунов .

На обратном пути от ледника открывается вид на озеро Нигардсбреватнет (Nigardsbrevatnet)

Когда мы добрались, то я была удивлена, насколько неэффектно смотрится ледник вблизи. Всё, что мы видели — это несколько метров в высоту грязного таящего льда и выточенные камни, на которых не очень удобно стоять под наклоном. Ближе, чем на 20м подходить нельзя, так как дальше будет высокая угроза обвала. А ведь и правда, каждый 10-15 минут от ледника откалывается кусок, размером с большой чемодан. Мощнейший ветер мешает разговору, треплет волосы и веет льдом. Это очень интересное сочетание, когда с одной стороны припекает солнце, а с другой ледяной ветер не даёт снять кофту.

Nigardsbreen
Пытаюсь унять длинные волосы, которые норовили превратиться в один большой ком

Была ли я впечатлена ледником? Разве что, издалека. Вблизи не видно его мощи, она лишь ощущается и тем самым мешает насладиться видом. Природа к человеку вовсе не так мила, как кажется. И факт, что каждый год Нигардсбреен сдвигает 400 тонн земли, обретает особый смысл. С собой тут хорошо иметь непромокаемую одежду, которая ещё и сможет защитить от ветра.

Вечером, уставшие, мы поехали дальше по нашему маршруту, заодно искали уютный кемпинг. Но все кемпинги на нашем пути уже были заняты, к 9 вечера мы еле нашли кемпинг, где была табличка, что есть свободные места, но хозяин, увидев российские номера, сказал, что мест нет. Настояв на своём, мы разместились на свободной поляне с видом на водную гладь. В этом кемпинге в душевых не было автоматов, перед входом висела коробочка, куда надо кидать монеты. Не имея норвежских монет, я побежала к хозяину кемпинга менять евро на кроны. Посмотрев на количество монет к обмену и на потрёпанную меня, опять на монеты и на мои длинные волосы, администратор пояснил, что вода не имеет ограничителя и очень попросил мыться не больше получаса 😀

Norway
Вид на фьорд с нашего кемпинга

Этой ночью было не просто тепло, а жарко. В палатке же было душно и тяжело спать. Такие контрасты Норвегии меня, мягко говоря, удивили, когда в одну и ту же ночь в горах можно умереть от холода, а около фьорда перегреться.

Наш кемпинг, ребята ставят палатки. Не подумайте, что я бездельничала, мы по очереди отвлекались на фотоотчёты =)

На 5й день мы собирались посмотреть снежную дорогу.