Музеи Ватикана — огромный мир древностей в самом маленьком государстве

Музеи Ватикана представляют собой публичные заведения, где выставлены предметы искусства, которые собирали понтифики на протяжении многих столетий. В таком маленьком государстве, как Ватикан, хранятся сотни тысяч предметов искусства и документов, а на всеобщее обозрение выставлена лишь небольшая часть коллекции, на которую и года не хватит, чтобы всё внимательно рассмотреть.

Расскажу о музеях в интересных фактах, которые будут полезны при планировании посещения:

  • Папы считали себя законными наследниками античной культуры. Если раньше была империя Августа, Траяна, Адриана, то после, как говорили папы эпохи Возрождения, воцарилась вечная империя римской католической церкви. Это причина, по которой в ватиканских музеях античных скульптур больше, чем в любом другом музее мира.
  • В начале XVI века папа Юлий II основал небольшой закрытый музей и начал пополнять его находками, а сейчас это один из самых больших музеев в мире. Всего в музеях 54 галереи. И это кажется каким-то безумием, но билет имеет разовое посещение. Тут если уж пришли, то будьте готовы всё посмотреть за день. Либо купить два билета на разные дни, но это уже будет довольно дорогое удовольствие. Детей я бы сюда не тащила, стоять на ногах к концу дня даже взрослому сложно.
  • Среди залов находится самая знаменитая часовня в мире: Сикстинская капелла. В ней запрещено разговаривать и фотографировать. И находится она практически в самом конце маршрута. Кстати, музеи построены так, что в них один сквозной проход, он не подразумевает возвращение в какую-либо ранее пройденную точку. Так что изучать музеи нужно внимательно, без мысли “на обратном пути посмотрю”.
  • В последнее воскресенье месяца вход в музей свободный, но людей там будет СТОЛЬКО, что я бы не советовала устраивать посещение в этот день. На самом деле и в любой другой день в музее будет тьма народу. Только в 2019м году это место посетили почти 7 миллионов человек. То есть в день музей пропускает через себя около 20 тысяч посетителей.
  • Билеты можно и нужно купить онлайн. За оплату онлайн взымается дополнительные несколько евро, но этого того стоит, поверьте. Имея билеты на руках, вы проходите в музеи вне очереди, а вот живая очередь всегда состоит из сотен людей.
  • Если вы не знаете, в какой день путешествия пойти в музеи, то я бы советовала все музеи (не только Ватиканские) посещать в конце поездки. Это связано с тем, что когда вы будете рассматривать археологические находки, выше вероятность, что вы поймёте, откуда этот предмет (если вы, конечно, успели посетить это место) и проще будет понять идею скульптур, если уже слышали легенду на эту тему, да и в пинакотеке вы сможете увидеть уже знакомые пейзажи.
  • Без исторической подготовки будет довольно сложно, а факты будут путаться в голове, поэтому лучше будет немножко подготовиться заранее. При этом очень советую воспользоваться услугами аудиогида или взять с собой гида, который вам расскажет об экспонатах.
  • Также перед посещением настоятельно рекомендую внимательно прочитать описание каждого из музеев, что находится ниже. Возможно, удобнее будет распечатать список и вычёркивать места, которые не выглядят интересными, потому что полноценно обойти все музеи всё равно не получится.
План Музеев Ватикана.

Какие музеи входят в состав Ватиканских Музеев? Список в разных источниках настолько разнится, что я решила взять за основу информацию с официального сайта, но даже к ней есть что дополнить. Итак, по порядку:

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio). Если вас привлекала история Древнего Египта, то тут ваше сердце затрепещит! У папы Григория XVI сердечко тоже трепещало при виде египетских древностей, поэтому он в 1839 году основал этот музей, всего в музее 9 залов. Примечателен тот факт, что спроектировал этот музей египтолог, монах Унгарелли. Различные архитектурные элементы и настенные украшения музея призваны воссоздать окрестности Нила. Коллекция египетского музея включает различные папирусы, мумии животных, книгу мёртвых, коллекцию стел, статуи, талисманы и маленькие статуэтки, саркофаги и даже человеческие мумии. Экспонаты в музей везли не напрямую из Египта, их доставляли в Римскую империю по заказу императора для украшения зданий, святынь и вилл. Здесь находится множество находок с виллы императора Адриана, группа скульптур Птолемея II из садов историка Саллюстия и ещё сотни находок из других мест.

  • Зал I: Эпиграфические артефакты (Sala I). Этот зал знакомит посетителя с жизнью фараонов. В центре находится фрагментированная статуя Рамсеса II на троне, а по стенам размещаютя находки от Древнего царства до более поздних времён, в основном это погребальные стелы. Примечательна стела с изображением царицы Хатшепсут и её племянника, Тутмоса III. Шедевром зала считается статуя Наофора, изображающая Удджахорреснета, который имел титулы главного врача, казначея царя Нижнего Египта и командующего королевским флотом. Ценна эта статуя тем, что в надписи, вырезанной на его длинной мантии, имеется описание царей династии Ахеменидов как уважающих египетскую традицию, представляя образ персидской оккупации вопреки тому, что мы находим в греческих источниках, которые находились под сильным влиянием антиперсидской пропаганды.

    False-door funerary stele of Iry
    Стела Ири, Гиза. Династия предположительно с VI по VIII (2230-2180 до н.э.). Эта стела принадлежала Iri-en-achti, который был служащим культа фараона Хеопса и смотрителем его пирамиды в Гизе, самой величественной из когда-либо построенных. Погребальные стелы, по словам самих египтян, служили для того, чтобы “оживить имя” умершего и гарантировать ему жизнь в загробном мире. Обычно умершего изображали за праздничным столом, как он получает подарки и различные подношения. Эта стела изображена с так называемой ложной дверью: в более позднее время возник обычай устанавливать стелы на фасаде здания, внутри погребальной часовни, где живые поклонялись умершим. Перед этой дверью родственники складывали свои подношения из еды и напитков, которые были так необходимы в загробной жизни.
  • Зал II: Погребальные обычаи Древнего Египта (Sala II). Египтяне уделяли особое внимание конструкции и украшению гробницы, считая ее “домом вечности”, где будут возрождаться умершие и где хранилось всё, что могло быть необходимо для безмятежной загробной жизни. В зале можно найти полихромные деревянные саркофаги, датируемые третьим переходным периодом (1075—664 годы до н. э., династии XXI—XXV), а также реконструкцию инвентаря того времени. Также тут выставлены две мумии, которые свидетельствуют о большой заботе египтян о сохранении тела – необходимом условии для входа в загробную жизнь. В коллекции имеется великолепная льняная ткань, датируемая римской эпохой, которая должна была покрывать тело знатной женщины, известной как “леди Ватикана”, из города Антинополя. И ещё интересный экспонат — это фаюмский портрет молодого человека, тонко расписанная деревянная доска, которую кладут на лицо умершего среди переплетов с теми же целями, что и маску: чтобы защитить лицо.

    Shroud of the “Lady of the Vatican”
    Плащаница “Леди Ватикана”. Это льняное полотно относится к особому типу женских погребальных пелен, нам известно только шесть экземпляров, разбросанных по различным музеям. Здесь портрет умершего не ограничивается только лицом, вместо этого плащаница изображает фигуру в натуральную величину. Видно, что на полотне изображены объёмные украшения, выполненные из позолоченного гипса. С боку есть две иллюстрации: сцена преподавания философии с учителем и юной ученицей, вероятно, самой покойной; во втором, сомнительном толковании, происходит что-то вроде битвы между молодым человеком и львом. Плащаница была обнаружена в 1900 г. Альбертом Гайе на территории Антинополя и подарена Папе Льву XIII вместе с соответствующей мумией. Археологический контекст происхождения и иконографическое исследование портрета датируют его III в. н.э. Одеяние и драгоценности типичны для римского контекста, а прическа, в частности, вдохновлена ​​модой женщин императорского дома Севера.
  • Зал III. Реконструкция Серапеума из Канопуса на вилле Адриана в Тиволи (Sala III). Серапеумом назывались храмы в честь бога Сераписа. На вилле императора Адриана в Тиволи (пригород Рима) нашли копию храма из египетского города Канопус. В зале музея сохранились элементы начального убранства музея: потолок, расписанный звёздами, а также стены, окрашенные темперой и изображающие пальмы и другую экзотику. Статуи из этого зала находились на вилле императора Адриана и планировка помещения повторяет серапеум с виллы. В 1700 году на вилле искали гробницу Антиноя, но так ничего и не нашли. В более позднее время были проведены ещё раскопки, которые показали, что место было не храмом, а банкетным залом, потому что археологи обнаружили триклинии (зал, где римляне ели лёжа), стибадиумы (более новые версии триклиниев) и там же находились латрины (туалеты).

    Statue of Osiris-Antinous
    Осирис-Антиной. Работа неизвестного мастера (130—138 гг.). Мало кто на сегодняшний день не слышал про Антиноя, образец юношеской красоты и изящества. Будучи фаворитом императора Адриана, юноша на протяжении всей своей короткой жизни сопровождал его во всех поездках. И ведь почти ничего неизвестно о жизни Антиноя, кроме того, что он грек и что на момент смерти ему было около 20 лет: всё случилось при довольно мутных обстоятельствах, в одном из путешествий по Египту юноша утонул в Ниле. Была это случайность, самоубийство или кто-то ему помог — мы уже не узнаем. Хорошо знаем только то, что император обезумел от горя и обожествил Антиноя. В честь него были названы город (Антинополь) и созвездие, в честь него осуществлялись праздники, ему посвящались храмы, а его портрет запечатлели на всём, на чём только можно: на монетах империи, на драгоценных камнях, на чашах… И на этом не остановились, оракулы давали предсказания от имени Антиноя, о юноше писали стихи.  И, конечно, было выполнено огромное количество скульптур, Антиной немногим уступил по количеству изображений императорам Августу и Адриану. Впрочем, как могло быть иначе, если во времена правления Адриана было правилом хорошего тона дома иметь скульптуру Антиноя.
  • Зал IV Египет и Рим (Sala IV). В этом зале, как и в предыдущем, сохранилась часть оригинального музейного убранства XIX века. В нем находятся различные статуи в египетском стиле, свидетельствующие о сильном влиянии культуры фараонов на римское имперское общество I-III веков н.э. После победы императора Августа в битве при Акциуме (то время, когда умерла Клеопатра), Рим официально завоевал Египет. Работы и памятники, включая обелиски, были перевезены в Рим в соответствии с политикой празднования завоевания страны, чтобы украсить общественные здания и частные дома. Помимо ввоза оригинальных работ, возникло течение римской художественной скульптуры, вдохновленной традиционными темами египетского искусства, переосмысленных и породившей оригинальные произведения.

    Statue of the god Anubis
    Статуя Анубиса обнаруженная в Анцио, принадлежала семье Памфили. Сложно пройти мимо высокой статуи Анубиса, всем известен его образ и что он был одним из самых древних и важных божеств египетского пантеона, ведь он не только руководил обрядами мумификации, но ещё и сопровождал душу в рай Осириса. Но перед этим присутствовал на суде Осириса, строго следя за стрелкой при взвешивании сердца усопшего. Эта статуя получилась очень “римская”, Анубиса здесь уподобили Меркурию: бог с головой шакала имеет солнечный диск на полумесяце между ушами, он носит плащ и короткую тунику, а в руке у Анубиса находится кадуце́й, волшебный посох Меркурия. Здесь римский Анубис, если можно его так назвать, выполняет роль психопомпа, существа, который провожает дух усопшего в мир иной.
  • Зал V Скульптуры (Sala V). Когда-то давно этот зал был частью квартиры папы Пия IV, а сейчас здесь находятся различные статуи, такие как так “Туя Ватикана” и статуи Птолемея II, его жены Арсинои и его сестры и одновременно второй жены Арсинои-Друзиллы.

    Statue of Queen Tuya
    Статуя царицы Туйи. Рамессеум, Фивы. Прекрасная работа, созданная во времена XVIII династии. У женщины видны черты лица царицы Тейе, ​​жены Аменхотепа III. Но так получилось, что эта статуя повторно использовалась во время XIX династии. Рамсес II посвятил ее своей матери Туйи. Эта царица играла важную политическую и придворную роль. На левой стороне столба, на котором стоит царица, изображена принцесса Хенутмира, описанная как “царская дочь” или “царская жена”. Ранее она считалась одной из дочерей Рамсеса II, а теперь идентифицирована как одна из сестер фараона. Статуя была привезена в Рим и помещена в сады императора Калигулы.
  • Двор с пинией (Cortile della Pigna). Вдохновлённый историей античности архитектор Пирро Лигорио построил этот двор по образцу апсид Римского Форума, речь о полукруглых выступах на зданиях. Здесь находятся три саркофага XXVI династии из Мемфиса и восемь статуй богини-львицы Сехмет из Храмового участка Мут в Карнаке. По обе стороны от фонтана под сосновой шишкой, лежат два льва фараона Нектанеба II. И, царица двора, колоссальная бронзовая сосновая шишка. Она возвышается над внутренним двором террасы, первоначально являлась римским фонтаном II в. н.э. и была обнаружена на Марсовом поле. Кстати, её копия до сих пор стоит на том месте, где её нашли и в моём прогулочном маршруте Пинья является отправной точкой.

    Lions of Nectanebo
    Львы Нектанеба, Гермополис. XXX династия, царствование Нектанеба II (360-343 до н.э.).
    Два льва, датируемых временами царствования фараона Нектанеба II, изначально располагались в Гермополисе. Фараон в этом городе построил гробницу богу Тоту, “который разделяет двух соперников”. Этот эпитет относится к мифу о споре между богами Сетом и Гором, а Тот разделяет или примеряет их. В эпоху Римской Империи двух львов привезли в Рим, чтобы поставить перед Пантеоном или чтобы украсить храм Исиды на Марсовом поле.
  • Зал VI. Коллекция Карло Грасси (Sala VI). Карло Грасси, богатый бизнесмен, переехал в Каир в очень молодом возрасте и заработал состояние сначала на экспорте табака, затем на недвижимости и судоходстве. Он накопил значительное состояние всего за несколько лет, что позволило ему создать коллекцию предметов старины и картин. Его единственный сын Игино унаследовал бы это необычайное сокровище, если бы он не вызвался присоединиться к армии, встретив смерть в битве при Эль-Аламейне. После смерти Карло Грасси его вдова Недда Миеле Грасси решила увековечить память о своем муже и сыне, пожертвовав археологические материалы из семейной коллекции Музеям Ватикана в 1951 году, а картины и коллекции восточного искусства были переданы в дар муниципалитету Милана.

    Book of the Dead
    Книга Мёртвых из гробницы священника бога Монту, Анкх-еф-ен-Хонсу, Фивы; XXI династия (1070-945 до н.э.). Сколько мистики напустили на эти папирусы, наверное, ни одна историческая находка не имеет вокруг себя столько сказок. Начнём с того, что это не книга, никакого переплёта в те времена ещё не было, это всего-навсего свиток папируса. К тому же по факту это скорее не книга мёртвых, а книга жизни, название же этого документа дословно переводится “Главы о выходе к свету дня”. Эти многочисленные папирусы содержат в себе всякие советы и инструкции по тому, что делать усопшему, чтобы жить вечно. Хотели подобную инструкцию в виде загадочных заклинаний получить все, но не у всех на это были деньги. У кого-то книга мёртвых была на листик папируса размером с А4, а один из самых больших свитков был найден в гробнице писца Ани, он был 78 метров! Такие папирусы в себе имели не только тексты, но красочные картинки, делались все эти загробные документы под заказ при жизни заказчика. Примечателен ещё тот факт, что в более позднее время книги мёртвых стали штамповать и писать одни и те же тексты. Это говорит не о том, что какие-то образцы стали доступны всем, а о том, что искусство создания уникальных папирусов ушло в закат.
  • Зал VII. Александрия и Пальмира (Sala VII). В зале хранится обширный репертуар небольших бронзовых и глиняных фигурок эллинистического и римского периодов, датируемых IV и II вв. до н.э., в основном здесь располагаются находки из Александрии. В этом же зале находится фрагмент портрета Птолемея III Эвергета, свидетельствующий об исторической фазе великих перемен в политической и культурной системе страны. Династия Птолемеев пришла к власти после завоевания Египта в 332 г. до н.э. македонским царем Александром Великим. После его смерти генералы разделили завоёванные территории, и на престол Египта взошел Птолемей, сын Лагоса, первый из линейки суверенов, правивших страной из новой столицы Александрии около трех столетий до битвы при Актиуме (321 г. до н.э.). Часть зала посвящена серии погребальных портретов из скальных гробниц сирийского караванного города Пальмира. Город представлял для римлян своего рода мост в Иран, о чем свидетельствуют археологические находки.

    series of funerary portraits, from the rock tombs of Palmyra
    Рельефы происходят из Пальмиры, важного караванного города в сирийской пустыне, который значительно развился между I и III в. н.э., представляя собой своего рода нейтральную территорию между Римом и Персией и соединяющую Месопотамский Восток со Средиземноморским Западом. Хотя он стал римской колонией, он всегда сохранял значительную экономическую автономию. В конце концов, он был разрушен и разграблен в 272 году императором Аврелианом, который превратил Пальмиру в простую деревню. Город окружен некрополями, которые включают в себя три типа гробниц: гробницы в форме башни, принадлежащие аристократическому классу города, а также курганные и подземные типы для среднего класса, разбогатевшего благодаря торговле. Места внутри башни и подземных гробниц были запечатаны известняковыми плитами, украшенными изображением умершего, обычно идентифицируемым по арамейской надписи, выгравированной над плечами. Эти могильные рельефы представляют собой документальные свидетельства, имеющие фундаментальное значение для восстановления социальной ткани этого процветающего города. Женские портреты, в частности, предлагают обилие орнаментов, которые можно подразделить на четко определенные парюры (наборы украшений), и которые были вдохновлены модой и моделей эллинисто-римского Запада и парфяно-сасанидского Востока.
  • Зал VIII. Древности Ближнего Востока (Sala VIII) посвящен археологическим материалам из Месопотамии и доклассической Сирии-Палестины (третье-второе тысячелетия до н.э.). Одна из наиболее значительных групп состоит из предметов старины со Святой Земли. Особый интерес представляет коллекция древностей Папского библейского института в Риме, постоянно хранящаяся в музеях Ватикана с 1982 года, которая включала важные артефакты как из Египта, так и с Ближнего Востока, а также из этрусского, римского и исламского контекстов. Кроме того, здесь находятся интересные предметы из некрополя Иерихона. Университеты Иерусалима и Рима проделали важную работу по защите и восстановлению палестинских древностей, которым в прошлом веке угрожали незаконные раскопки и разграбление археологических памятников. Палестинский материал, который сейчас входит в состав департамента египетских и ближневосточных древностей, представляет собой хронологически и типологически однородную группу. Он состоит из керамических сосудов и металлического оружия из шести четко опознаваемых гробниц бронзового века. Особую роль также играет коллекция клинописных печатей и табличек из Месопотамии и два фрагмента Свитков Кумранской пещеры (Свитки Мертвого моря).

    Cylinder of Nebuchadnezzar II
    Перфорированный цилиндр из обожженной глины в память о строительных работах, проведенных королем Навуходоносором II (605-562 до н.э.) в храмовом комплексе города Марад, современный Телль Ваннат эс-Садун, расположенный к югу от Багдада. Храм назывался Эйгикаламма, “храм, глаз страны” и был посвящен Лугал-Мараде, ипостаси бога Нинурты. Как поясняется в надписи, во время своих работ Навуходоносор II заново открыл залежь фундамента, заложенного аккадским царем Нарам-Сином (2254-2218 гг. до н.э.), который был реинтегрирован в новый фундамент вместе с новыми залежами нововавилонского царя. Уважение и защита следов прошлого были типичными чертами месопотамских формаций. Судя по наличию полой части внутри цилиндра, она, вероятно, была вставлена ​​на опору и использовалась как декоративный архитектурный элемент, наделенный сильным идеологическим смыслом.
  • Зал IX. Древности Ближнего Востока (Sala IX) посвящен барельефам из Ассирии (северный Ирак), датируемым между IX и XII вв. до н.э. Предприятия царей, которые расширили границы первой великой империи в истории от Персии до Средиземноморья, от Анатолии до Египта, были запечатлены на стенах великих дворцовых комплексов Хорсабад, Нимруд и Куюнджик посредством создания циклов скульптурных композиций. Эти рельефы отличаются монументальностью и мельчайшими деталями. Сюжет, эпико-повествовательный и мифико-символический, выражается через изображение сцен охоты, войны, шествий сановников, перевозки скульптур и мифологических фигур. Эти изображения следуют одно за другим вдоль стен дворцов в соответствии с точным дизайном, посвященным празднованию величия Ассирии, изображения и тексты которых связаны с фигурой правителя и в то же время величием здания. Эти рельефы также представляют собой первое великое открытие месопотамского искусства в Европе, поскольку они были одними из первых артефактов, вновь появившихся в XIX веке после археологических экспедиций в Месопотамии. Они стали фундаментальными ядрами великих музеев, таких как Лувр и Британский Музей, и были разбросаны по второстепенным коллекциям и музеям от Индии до Америки. Некоторые рельефы из Грегорианского Египетского музея, происходящие из Ниневии, были подарены папе Пию IX в 1855 году Джованни Бенни, иракским католиком из Мосула, который участвовал в различных археологических раскопках в Месопотамии.

    assyrian dignitary leading a group of prisoners
    Ассирийский сановник ведёт группу заключённых (883-859гг. до н.э.)

Музей Пио-Клементино (Museo Pio Clementino). Ядро папских коллекций, которые начались с экспонатов папы Юлия II. Позже, в XVIII веке папские коллекции расширялись за счёт проводившихся в то время раскопок в Риме и районе Лацио и за счёт пожертвований коллекционеров и антикваров. Музей же называется в честь двух пап Климента XIV Ганганелли и Пия VI Браски, которые взялись за основание полноценного музея, так как ранее это всё же была больше частная коллекция, чем что-то серьёзное. Первый ватиканский музей состоял из нескольких залов и прилегающего двора Бельведера. Сейчас музей представляет собой 10 выставочных залов.

  • Квадратный вестибюль и кабинет Апоксиомена (Vestibolo Quadrato, Gabinetto dell’Apoxyómenos). Посещение музея Пио-Клементино начинается в вестибюле. В нём сегодня можно увидеть монументальный саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата (консула в 290 г. до н.э.) и несколько надписей, найденных в гробнице знатной римской семьи Сципионов вдоль Аппиевой дороги. Пройдя через вестибюль, можно попасть в Кабинет Апоксиомена, который получил свое название от мраморной статуи, являющейся копией оригинальной бронзовой статуи великого скульптора Лисиппа. Сегодня в кабинете хранятся несколько надписей и портрет молодого человека с лавровой короной, так называемого Эннио, который также был найден в гробнице Сципиона.

    Apoxyomenos
    Термин “апоксиомен” происходит от греческого глагола, означающего очищать себя: древнегреческие спортсмены соскребали масла, которыми смазывали тело перед соревнованиями, делали они это песком и своего рода ложкой, называемой стригилом. Этот атлет изображен, когда он удаляет песок и масло с вытянутой правой руки с помощью стригила в левой руке. Статуя была сделана около 50 г. н.э. и представляет собой мраморную копию бронзового шедевра Лисиппа около 320 г. до н.э.
    Греческий художник сумел передать движение руки, которое своим сильным рывком вперед создает пространство и придает глубину изображению. Статуя была обнаружена в 1849 году в римском районе Трастевере при раскопках здания имперской эпохи.
  • Зал животных (Sala degli Animali). Экспозиция в двух залах, которые вместе составляют Зал животных, была создана при папе Пии VI с антикварными произведениями искусства, часто значительно реставрированными, а иногда и полностью переделанными с целью создания “каменного зоопарка”. Для экспозиций были выбраны произведения искусства, связанные с природой и погоней. В этом зале главными героями являются животные, которых можно увидеть как в любопытных взаимодействиях друг с другом, так и в отношениях с героями и богами древнего мира. Цветной мрамор использовался для обозначения цвета шерсти или оперения различных животных или, напротив, для придания особого колористического эффекта.

    Hall of Animals
    Зал животных. В фокусе находится группы Митры, убивающего быка. Интересно, что Митра является богом индоиранского происхождения, но его культ был очень популярен в римскую эпоху.
  • Кабинет масок (Gabinetto delle Maschere). Зал назван в честь мозаики, выставленной в центре пола. Привезена она была из различных частей виллы Адриана в Тиволи. Среди выставленных скульптур есть несколько женских предметов: репродукция знаменитой группы Трех граций; статуя нимфы, которой восхищался Гёте, и серия статуй Афродиты, вдохновленная шедеврами древнегреческого искусства.

    Хариты в греческой мифологии и грации в римской. Это три богини радости и веселья жизни, они олицетворяли изящество и привлекательность.
  • Ротонда (Sala Rotonda). Строительство этого большого зала с полусферическим сводом, имитирующим Пантеон, было завершено в 1779 году по проекту Микеланджело Симонетти. В стенах есть ряд ниш для размещения колоссальных статуй, между которыми расположены полуколонны, поддерживающие огромные бюсты. Пол представляет собой удивительное собрание мозаик первых десятилетий III в. н.э., которые были найдены в Отриколи и Сакрофано. В центре комнаты находится огромная чаша из красного порфира, окружность которой составляет 13 метров. Ванна, должно быть, когда-то украшала одно из больших общественных пространств императорского Рима.

    Claudius
    Император Клавдий с телом Юпитера. Интересное сочетание идеального спортивного тела и старого лица императора, с зачёсанной на лоб чёлкой. Стоит ли говорить, что тело и голову делали разные скульпторы?..
  • Зал с колесницей (Sala della Biga). Этот зал был спроектирован архитектором Джузеппе Кампорезе. Работы, начатые в 1786 году, завершились в 1795 году мощением пола, на котором можно увидеть элементы герба папы Пия VI Браски (звезды и северный ветер, дующий на лилии). В этом зале статуи и саркофаги изображают сцены из спортивных соревнований и цирковых игр, включая метание диска, борьбу и гонки на колесницах. Античные произведения в нишах или на основаниях и алтарях расположены вокруг монументальной мраморной колесницы, которая занимает центр площади.

    Sala della Biga
    Колесница с двумя лошадьми. Это великолепная работа сохранилась в плохом состоянии, поэтому была изрядно отреставрирована Франческо Антонио Францони в 1788 году. Скульптор собрал античные части колесницы и одну из лошадей, затем вырезал из мрамора вторую лошадь и вернул к жизни забытую миром скульптуру. Интересно то, что сама колесница использовалась в качестве престола в церкви Св. Марка в Риме и хранилась там аж до 1771 года, пока её не передали папе Клименту XIV. Судя по изображениям на колеснице, относится оригинальная работа к периоду Августа, то есть I в. до н.э.
  • Восьмиугольный портик (Cortile Ottagono) был домом для первого ядра античных классических статуй в папских коллекциях, когда папа Юлий II делла Ровере представил здесь необыкновенную коллекцию античной скульптуры, направленную на то, чтобы снова оживить эпоху цезарей в папском Риме. В конце 1700-х годов, когда два папы, Климент XIV и Пий VI, решили преобразовать коллекцию в специально построенный музей, двор был включен в новый музейный проект и стал его точкой опоры. И хотя на протяжении веков было внесено много изменений, некоторые из выставленных скульптур, такие как Лаокоон и Аполлон Бельведерский, находятся на местах, которые они занимали с начала 1500-х годов.
    Apollo del Belvedere
    Аполлон Бельведерский. 120-140 гг. Статуя Аполлона Бельведерского находилась в коллекции кардинала Джулиано делла Ровере, до тех пор, пока его не избрали папой Юлием II. Тогда его коллекцию перевезли в Ватикан. Аполлон величественно движется вперёд и, кажется, только что выпустил стрелу из лука. Эта работа датируется II в. и в кои-то веки мы видим перед собой не копию с греческого оригинала, а реплику. Учёные распознали это по римской обуви, которую никак не могли изобразить греки. Оригинал, который стоял в Афинах, не сохранился, известно, что был сделан из бронзы Леохаром, древнегреческим зодчим, который работал над мавзолеем в Галикарнассе (напомню, что это одно из 7ми чудес света). Именно эта статуя всегда вызывала большое восхищение у публики, но своей известностью она обязана немецкому историку искусства И.И. Винкельману, который считал ее выдающимся выражением греческого искусства, “из всех произведений античности, уцелевших от разрушения, статуя Аполлона представляет собой наивысший идеал искусства”.

    Laocoon
    Лаокоон и его сыновья. Если верить Плинию Старшему, это была работа мастеров с Родоса: Агесандра, Полидора и Афинодора. Ходит немало жарких споров о том, оригинал это или мраморная копия с бронзовой статуи из Перге, а может это вообще римская копия? Соответственно, дата создания шедевра варьируется от 175 г. до н.э. до 50 г. до н.э. Учитывая, что Плиний говорил о едином куске мрамора, а Микеланджело при осмотре статуи, сделал заключение, что состоит она из двух кусков камня, это намекает нам на то, что в музее римская копия. Впрочем, историки на такое внимание не обращают, ведь Плиний мог ошибаться, да и скульпторы могли народ одурачить, придав важности своей работе. Эту копию нашли в виноградниках Эсквилина (один из римских холмов), на месте Золотого дома Нерона. Папа римский приказал доставить эту статую во двор Ватикана и… именно с этой скульптуры началась история ватиканских музеев. Другие известные копии Лаокоона и его сыновей хранятся в музее Родоса, в Эрмитаже, в парке Ораниенбаум в Ломоносове (Санкт-Петербург), в Одессе и в галерее Уффици (Флоренция).
    Что касается сюжета скульптуры, то есть множество трактовок мифа, но приведу в пример тот, что описал Вергилий в “Энеиде”. Лаокоон был троянским прорицателем, в это время в городе шла десятилетняя война с ахейцами и тут вдруг враги троянцев привезли в подарок большого деревянного коня… Лаокоон видел подвох в таком подарке, убеждал жителей Трои отказаться от такого “дара”, даже швырнул копьё в коня. Нептун, который бал на стороне ахейцев, решил остановить Лаокоона и наслал на него и его сыновей двух морских змеев, которые задушили всех по очереди. Троянцы восприняли это как знак и открыли ворота для того, чтобы затащить туда большого деревянного коня. 
  • Галерея статуй и зал бюстов (Sala dei Busti). Это место когда-то было частью лоджии Палаццетто Иннокентия VIII Сайбо в Бельведере. Стены когда-то были покрыты фресками, изображающими пейзажи и города, а в люнетах были маленькие купидоны, нарисованные Пинтуриккьо и его помощниками. В 1771-1772 годах Климент XIV решил включить лоджию в создаваемый им музей: помещение закрыли стенами с окнами, а в конце галереи устроили Зал бюстов.

    Ariadne
    Статуя спящей Ариадны была приобретена папой Юлием II в 1512 году для Дворца статуй (Cortile delle Statue), где она была приспособлена для украшения фонтана. После того, как её несколько раз перемещали, она наконец была помещена на текущее место. Художник Кристофоро Унтерпергер разрисовал фон ниши за скульптурой египетскими мотивами, теперь покрытый красной краской. Поскольку у статуи есть браслет в виде змеи, считалось, что это Клеопатра, которая покончила с собой. Именно Эннио Квирино Висконти наконец узнал в статуе Ариадну. Ариадна была дочерью царя Критского Миноса, которая помогла Тесею преодолеть Минотавра и сбежать из Лабиринта. После чего пара сбежала на остров Наксос, где Ариадна была покинута Тесеем и на ней женился Дионис. Скульптура является копией II в. до н.э. Оригинал относился к школе Пергама.
  • Зал муз (Sala delle Muse). Этот зал, открытый для публики в 1784 году, предназначался для показа серии скульптур, которые были найдены на вилле Кассия недалеко от Тиволи, и включали множество статуй муз, Аполлона, держащего лиру, Афину, гермы и портреты известных греков, все датируемые временами императора Адриана.
    Статуи были значительно изменены реставраторами XVIII века: некоторые из них изначально не изображали муз, но их пришлось преобразить, чтобы завершить полное количество девяти олицетворений искусства. Фрески Томмазо Конки на сводчатом потолке изображают Аполлона и муз как вдохновителей искусства.

    The Belvedere Torso
    Экспонат, с которого (вместе со статуей Лаокоона) началась история музеев. Это знаменитый мраморный торс, фрагмент статуи, найденной в Риме в конце XV в. Торс всегда был тем произведением древней скульптуры, которым художники восхищались вплоть до наших дней. Идентичность фигуры на протяжении веков подвергалась различным интерпретациям. Согласно наиболее распространенной гипотезе, это был греческий герой Аякс, сын Теламона, который размышлял о своём самоубийстве. Сюжет рассказывает, как во время Троянской войны Аякс приходит в ярость, когда броню Ахилла получает Одиссей, а не он сам, и убивает себя. Иконография реконструирована по разным образным знакам: голова грустно склоняется к правой руке, сжимающей меч, которым герой покончит с собой. Скульптура датируется I в. до н.э. и подписана афинским скульптором Аполлонием, художником неоаттической школы, которого, скорее всего, вдохновил бронзовый оригинал первой половины II в. до н.э.
  • Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca). Этот зал, спроектированный и построенный архитектором Микеланджело Симонетти, стал вестибюлем входа в музей Пио-Клементино. Доказательством этого является латинская надпись Museum Pium над входом, а с боков стоят колонны-статуи (теламонес) в египетском стиле из розового гранита, датируются началом I в. н.э. В центре пола находится мозаика с бюстом Афины. В зале преобладают два огромных порфировых саркофага, один из них принадлежал Св. Елене, матери Константина Великого, а второй — Констанции, дочери императора.

    Мозаика с изображением Афины. Такие мозаики хоть и находятся в самых проходимых местах, но имеют ограждение, чтобы посетители не топтались по ним.
  • Галерея Канделябров (Galleria delle Candelabri). Эта галерея получила свое название от массивных мраморных канделябров, которые вместе с цветными мраморными колоннами разделяют выставочную площадь на шесть секций. Работы были расставлены словно мебель в соответствии с критериями симметрии, совместимыми с архитектурой галереи. Помимо статуй здесь находятся фрагменты древних фресок (II век), саркофаги и вазы. В галерее представлены памятники классического искусства (римские копии греческих оригиналов эллинистического периода III—I вв. до н.э.): саркофаг с изображением сцены Убийства детей Ниобы, Артемида Эфесская (II в.), Персидский воин (III в. до н. э.), “Старый рыбак”, статуи Аполлона и Аталанты (римская копия с оригинала V в. до н. э.).

    Galleria delle Candelabri
    Галерея канделябров.

Музей Кьяромонти (Museo Chiaromonti) основал папа Пий XII и зал содержит в себе около 1000 образцов античной культуры. Наверное, это мой самый любимый музей из всех представленных в Ватикане. Он расположен в длинной лоджии, которая соединяет дворцы Ватикана с дворцом Бельведер. Этот музей удивителен тем, что он иллюстрирует наиболее драматический период в истории коллекций. По условиям Толентинского договора (мирный договор между Францией и Папской областью) Наполеон приказал передать Франции значительную часть коллекции из музея Пио-Клементино. И намного позже благодаря дипломатическим стараниям скульптора Антонио Кановы удастся вернуть в Ватикан утраченные шедевры. Их было довольно много и они требовали нового места. Расположение музея выбрал сам Канова, а в работе над музеем он старался подчеркнуть три родственных искусства: скульптуру, архитектуру и живопись. Да-да, на входе в музей находятся изящные фрески, которые оплатил из своего кармана сам Антонио Канова. Цикл фресок иллюстрирует великое отличие понтификов в их заботе об искусстве и памятниках Рима. Здесь можно провести довольно много времени, однако есть небольшой лайфхак: Канова расположил скульптуры таким образом, чтобы какой-нибудь шедевр окружали работы в разы хуже качеством. Это помогает обычному человеку акцентировать внимание на нужном.

Museo Chiaramonti
Музей Кьяромонти.

Галерея Браччо-Нуово или Новое крыло (Braccio Nuovo). Когда конфискованные Наполеоном работы были возвращены на родину, решено было построить зал для классической скульптуры. Здесь использовали роскошный цветной мрамор, чтобы на фоне него скульптуры выглядели контрастно и ярко. Вдоль стен расположено 28 ниш, где находятся статуи императоров и римские копии известных греческих статуй. Здесь можно найти статуи Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и бюсты Марка Антония, Адриана и Траяна.

Nile
Эта колоссальная статуя Нила была найдена в 1513 году на Марсовом поле, где она, вероятно, была частью украшения храма, посвященного египетским божествам Исиде и Серапису. Река изображена в виде почтенного старика, растянувшегося на боку, с рогом изобилия в левой руке и колосьями пшеницы в правой. Египет представлен присутствием сфинкса, на который опирается фигура Нила. Сцена оживлена шестнадцатью детьми, которые намекают на шестнадцать локтей воды, это была мера длины, на которую поднимается Нил для ежегодного разлива. Основание статуи украшает пейзаж Нила с пигмеями, бегемотами и крокодилами. Скульптура, вероятно, была вдохновлена монументальной статуей Нила из черного базальта, шедевром александрийской греческой скульптуры.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco) основал папа Григорий XVI. Этот музей был одним из первых этрусских антиквариумов в мире. Экспонаты демонстрируют процветающее мастерство этрусского народа, здесь можно увидеть работы, датируемые от железного века (IX в. до н.э.) до окончательного сближения с римским государством в I в. н.э. Один из антиквариумов посвящён римским древностям V в. н.э. и включает работы из бронзы, стекла, слоновой кости, терракоты и керамики из Рима и района Лацио, включая бывшие этрусские города, такие как Вульчи. В другом зале выставлена большая коллекция греческих ваз из Этрурии. Всего залов 22, их я подробно расписывать не буду.

Один из 22 залов этрусского музея. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Галерея Лапидарий (Ambulacrum Iulianum) очень на любителя. Лапидарии — это образцы старинной письменности, которые сохранились до наших дней, в основном, на надгробных плитах. Курировал этот музей с 1772 первый хранитель Апостольской библиотеки (которая, к слову, открылась в 1800м). Почему библиотекарь? Сложно поверить, но эти, порой едва читаемые каменные таблички и плиты, которые представляли собой эпиграфическую коллекцию, входили в компетенцию библиотеки. Они являлись своеобразными рукописями и были источником информации. Быть внимательным в этом музее очень сложно, здесь более 3400 “страниц”, написанных на алтарях, плитах, урнах, саркофагах, мемориалах… Всё это богатство расположено на 48 стенах. Тема текстов совершенно разная: население, нации, международные отношения, войны, армия и военно-морские силы, административные, правовые и экономические структуры, имена людей и биографические резюме, социальные классы, личная и коллективная религиозность и духовность, почести, дарованные живым и поминовение умерших, частные и общественные акты щедрости в социальной, религиозной и строительной сферах, поклонение мёртвым и могилам, завещания, частные и общественные формы совместной жизни, уведомления, указания, запреты, знаки, описи и топографические данные. Вы ещё не утомились?

Галерея лапидарий состоит из 17 секций. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Галерея Арацци (Galleria degli Arazzi). Галерея, в которой выставлены десять фламандских гобеленов, созданных по рисункам учеников Рафаэля на Брюссельской мануфактуре. Первоначально эти гобелены демонстрировались в Сикстинской капелле, а в 1838 году были перенесены в эту галерею.

На гобелене изображена сцена избиения младенцев по приказу царя Ирода. “… глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет…”

Галерея Географических Карт (Galleria delle carte geografiche). Одно из самых сказочных мест в Музеях Ватикана. В галерее находятся 40 карт с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XII. Эти работы были заказаны в мастерской картографа и математика Игнацио Данти из Перуджа для украшения стен дворца. Их изготовление заняло 3 года. На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и всякие интересные дополнения: моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами.

Галерея Географических Карт. Сюда закладывайте времени чуть побольше, чем вы думаете, отлипнуть от карт очень сложно.

Григорианский Музей Светского Искусства (Gregoriano Profano Museum) документирует различные моменты и темы классического искусства, от Древней Греции до поздней имперской римской эпохи. Маршрут музея начинается с раздела, посвященного оригинальным греческим скульптурам, состоящим в основном из погребальных стел, вотивных барельефов и фрагментов архитектурных скульптур. Затем вы проходите через пространства, посвященные копиям и реконструкциям греческих оригиналов, сделанных в римскую эпоху. Скульптура имперской римской эпохи особенно выделяется в коллекции, представленной важными работами из общественных и частных зданий и памятников, а также портретами и знаковыми статуями.

Зал Музея Светского Искусства. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Музей Пио-Кристиано или Музей Христианского искусства (Museo Pio Cristiano). Этот музей предназначался для хранения свидетельств христианских общин первых веков. В основном, экспонаты передавали церкви. Примечательно, что когда сюда что-то приносили на хранение, то все произведения, а почти все из них – это саркофаги с христианскими изображениями, датируемые III-V веками, были размещены в большой галерее дворца и органически разделены на группы преимущественно по тематическому признаку, по отношению к иконографическим темам или библейским сценам. Так стремились хотя бы частично сохранить хронологическое развитие тем.

Зал Музея Пио-Кристиано. Фото с сайта Ватиканских Музеев.

Пинакотека (Pinacoteca). Не ждите от этой пинакотеки чего-то нерелигиозного. Здесь собрано больше 400 картин, начиная от так называемых примитивов до шедевров величайших художников итальянской живописи, от Фра Беато Анджелико, от Мелоццо да Форли до Перуджино и Рафаэля, от Леонардо до Тициана, Веронезе, Караваджо и Креспи. Всего в музее 18 залов, в которых работы поделены по эпохам.

Рафаэль Санти “Коронование Девы Марии”. В музее очень много ярких шедевров, но мне было сложно подобрать что-то для статьи. Среди всего религиозного разнообразия меня почему-то ничего сильно не привлекло.

Этнологический миссионерский музей (Museo Missionario Etnologico). В 1925 году папа Пий XI организовал крупное мероприятие: Ватиканскую выставку, чтобы ознакомить с культурными, художественными и духовными традициями всех народов. Было выставлено более 100,000 экспонатов. Восторг людей сложно представить, но он так впечатлил понтифика, что тот решил сделать выставку постоянной. Коллекция настолько разношёрстная, что даже сложно что-либо добавить. Здесь располагается всё, начиная от тысяч доисторических артефактов со всего мира, датируемых более чем двумя миллионами лет назад, до подарков, переданных нынешнему понтифику; от свидетельств великих азиатских духовных традиций до доколумбовой и исламской цивилизаций; от работ африканского населения до работ жителей Океании и Австралии, а также коренных народов Америки. Здесь выставки являются временными, они сменяют друг друга на регулярной основе, чтобы посетитель мог оценить в полной мере текущую подборку. Конечно, это немного смешно на фоне того, что посетитель попадает в этот музей уже уставший и перенасытившийся увиденным.

Исторический музей (Museo storico vaticano) скорее можно было назвать залом экипажей, потому что здесь находится история папской мобильности. Начиная от золотых карет, заканчивая знаменитым папамобилем, который разработал Mercedes Benz. Кстати, в Штутгарте, в музее Mercedes Benz выставлен такой же папамобиль.

Экипаж из Исторического Музея. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Ватиканская Апостольская Библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana) хранит в себе 1,600,000 печатных книг, 150,000 манускриптов, более 100,000 гравюр и географических карт и множество других находок. Функции библиотеки сохранились в полной мере и на сегодня: сохранение и охрана культурных ценностей, пополнение коллекции путём покупки, обмена и дарения, исследовательская работа и предоставления собрания учёным со всего мира. Залов здесь очень много:

  • Зал Свадьбы Альдобрандини (Sala delle Nozze Aldobrandine) ранее назывался залом Самсона из-за потолочных фресок, которые повествуют о подвигах ветхозаветного героя. На стенах находится серия фресок 46 г. до н.э., изображающая эпизоды из “Одиссеи”. И на одной из стен находится шедевр этого зала: Альдобрандинская свадьба.

    Aldobrandini Wedding
    Фреска “Альдобрандинская свадьба”. Фреска эпохи Августа была найдена на Эсквилинском холме в 1601 году. Своё название берёт от кардинала Пьетро Альдобрандини, в чьей коллекции она состояла. Сюжет представляет собой типичную сцену перед свадьбой: невеста волнуется, её утешает Афродита. Рядом другая богиня наливает ароматные эссенции в раковину. На пороге то ли жених то ли бог брака Гименей. Справа происходит жертвоприношение, а слева ритуал. Существует множество теорий относительно мифологических, исторических и литературных отсылок картины, вплоть до того, что это свадьба Македонского и Роксаны.
  • Зал папирусов (Sala dei Papiri) собрал в себе коллекцию папирусов из церкви Равенны. Ранее оригиналы были выставлены вдоль стен, но сейчас их заменяют точные фоторепродукции. Гораздо более интересным здесь выглядит потолок, который расписал Рафаэль Менгс.

    Одно из изображений на потолке Зала Папирусов. Обратите внимание, что на фоне изображён вход в музей Пио-Клементино.
  • Зал Александра (Sala Alessandrina) так просто не посетить, это зал-библиотека и аудитория. Из примечательного — это фрески на потолке, где изображена история папы Пия VI, попавшего в плен Наполеона, а также сцены его ссылки и смерти в изгнании.

    Так выглядит изнутри Зал Александра. Когда я была в музеях, то вход в этот зал был закрыт. Фотография взята из интернета.
  • Залы Павла (Sale Paoline) два сквозных зала, которые расписаны сценами из жизни понтифика Павла V. Так как они находятся довольно близко к выходу, то посетители обычно пробегают сквозь них, не обращая должного внимание на  тысячные фрески на своём пути.
  • Сикстинские залы (Sale Sistine) — сквозные залы, где на стенах и потолках представлены красочные фрески с видами на Рим и Ватикан.

    Каждая фреска в Ватикане — это шедевр, но одного дня точно не хватит, чтобы всё рассмотреть.
  • Галерея Урбана VIII (Galleria di Urbano VIII) — служит для хранения Палатинской библиотеки. У окон галереи расположены астрономические инструменты.
  • Музей сакрального искусства апостольской библиотеки (Museo sacro della Biblioteca Apostolica) представляет собой собрание раннехристианских артефактов: кубков, бронзовых и глиняных ламп, изделий из стекла и металла.

    Залы Ватиканской Библиотеки. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Музей светского искусства апостольской библиотеки (Museo Profano della Biblioteca Apostolica). Папа Климент XIII создал этот музей для светских древностей и в первую коллекцию вошли камеи, работы из слоновой кости, горные кристаллы, небольшие изделия из бронзы и папские нумизматические коллекции. Как и со многих других музеев и галерей, большая часть сокровищ была вывезена во Францию и многие мелкие находки были развезены по музеям мира, поэтому вернулось в этот музей далеко не всё.

    Музей вмещает в себя холл и 4 галереи. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Галерея Климента (Galleria Clementina) — галерея из пяти залов, построенная при папе Клименте XII. Первый зал демонстрирует «энциклопедическую» культуру, которая привела к формированию коллекций, ранее принадлежавших Ватиканской библиотеке. Здесь сделан акцент на то, как понтифики с XVIII по XX века уделяли внимание археологии и открытиям, которые происходили за пределами государства Церкви: в Италии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Здесь находятся драгоценные произведения, которые с эпохи Возрождения до наших дней были вдохновлены классическим миром, материалы, «обнаруженные» во время визита папы Пия IX в Помпеи 22 октября 1849 г., клинописные надписи и ближневосточные печати, подаренные Максимилианом Рылло папе Григорию XVI и артефакты древних колумбийских культур, подаренные Льву XIII. Во втором и третьем залах находятся находки с раскопок в Папской области. Внимания заслуживают два позолоченных бронзовых лошадиных хвоста, остатки двух бронзовых кроватей и два медальона (tondi) штучной мозаики (opus sectile) с полов кораблей императора Калигулы. Последний зал охватывает широкий спектр находок, шедеврами которого являются плиты с различными текстами.
  • Сикстинский салон (Salone Sistino) — зал в стиле маньеризма, спроектированный для хранения манускриптов и книг. Салон богато украшен фресками с изображением древних библиотек (в Александрии, Афинах, Риме) и их основателей, сцен открытия новых алфавитов, вселенских соборов (до 1587 года) и современных видов римских памятников.
  • Зал славословий папе Пию IX (Sala degli Indirizzi di Pio IX) славословия больше в себе не содержит, сегодня там находятся разные ткани, а самой древней вещью в этой коллекции является туника III века.

    Библиотеке посетители музеев уделяют мало времени, так как всех захватывает Сикстинская капелла. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Зал славословий (Sala degli Indirizzi) или Зал Дани — в витринах зала хранятся римские и раннехристианские кубки, изделия из слоновой кости, эмали и металла: диптих из слоновой кости из Рамбоны, изображающий Богородицу на троне и распятие; статуи Христа на троне и 5 апостолов из позолоченной меди, покрытые эмалью и жемчугом.

Станцы Рафаэля (Le Stanze di Raffaello). Четыре комнаты, известные как Станцы Рафаэля, составляли часть квартиры Юлия II делла Ровере, которая расположена на втором этаже Папского дворца. Живописный декор был выполнен Рафаэлем и его школой между 1508 и 1524 годами.

  • Зал Константина (Sala di Costantino) Зал, предназначенный для приемов и официальных церемоний, был оформлен школой Рафаэля по рисункам художника, преждевременно скончавшегося до завершения работы. Зал получил своё название от императора Константина, первого христианского императора, официально признавшего христианскую веру и предоставившего свободу вероисповедания. На стенах изображены четыре эпизода его жизни, свидетельствующие о поражении язычества и торжестве христианской религии: Видение Креста, Мильвийская битва, Крещение Константина и Дар Рима. Украшение зала завершают фигуры великих пап в окружении аллегорических фигур Добродетели. Первоначальная деревянная крыша, которую построил Лев X, была заменена при Григории XIII современным потолком, украшение которого по приказу папы было поручено Томмазо Лаурети, который изобразил Торжество христианской религии на центральной панели.

    Все фрески великолепны, но я выбрала для статьи “Крещение Константина”. Во время крещения Константина император преклоняет колени, чтобы принять причастие из рук папы Сильвестра, епископа Рима с 314 по 355 год, внутри сооружения, построенного по образцу Константиновского баптистерия на Латеране.
  • Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro). Этот зал изначально использовался для частных аудиенций папы и был оформлен Рафаэлем сразу после зала Сигнатуры. Оформление зала носит политический характер и представляет разные исторические моменты, от Ветхого Завета до средневековой истории. Здесь представлены: Месса Больсены, Освобождение Святого Петра, Встреча Льва Великого с Аттилой, Изгнание Илиодора из храма. Четыре эпизода Ветхого Завета на потолке – работа Рафаэля.

    “Изгнание Илиодора из храма”. На фреске изображён эпизод из Второй книги Маккавейской, в котором Илиодор явился в Иерусалимский храм по приказу царя с целью конфисковать хранящиеся там золотую утварь и “многие сокровища, имущество вдов и сирот”. Священники, падая ниц перед алтарём, “взывали на небо”. Неожиданно “Явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нём, казалось, имел золотое всеоружие”. Божественный всадник и два юноши были посланы Господом в ответ на мольбы первосвященника Онии.
  • Станца Сегнатура (Stanza della Segnatura). Зал Сигнатуры содержит самые известные фрески Рафаэля. Помимо того, что они являются первой работой великого художника в Ватикане, они знаменуют начало высокого Возрождения. Зал получил свое название от высшего двора Святого Престола, Segnatura Gratiae et Iustitiae. Первоначально комната использовалась Юлием II как библиотека и личный кабинет. С этой функцией связана иконографическая программа фресок, написанных между 1508 и 1511 годами. Она должна была представлять три величайшие категории человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Фреска “Афинская школа” символизирует Философию, “Диспута” — Теологию. Эти две фрески являются Истиной. Фреска “Парнас” символизирует Поэзию и является Красотой. Фреска “Мудрость, умеренность и сила” — это Правосудие и оно отвечает за Добро. Фрески потолка связаны со сценами на стенах.

    Фреска “Афинская школа”. Самые известные философы древних времен живут в величественной архитектуре эпохи Возрождения. Некоторые из них легко узнаваемы. В центре Платон показывает пальцем вверх и держит в руке свою книгу “Тимей” в окружении Аристотеля с Этикой; На переднем плане изображен Пифагор, стремящийся объяснить диатессарон. Диоген лежит на лестнице с блюдом, в то время как философ-пессимист Гераклит, портрет Микеланджело, прислоняется к мраморной глыбе и пишет на листе бумаги. Справа мы видим Евклида, который преподает геометрию своим ученикам, Зороастра, держащего небесную сферу, и Птолемея, держащего земную сферу. Крайний правый персонаж в черном берете – автопортрет Рафаэля.
  • Станца Пожар в Борго (Incendio di Borgo). Помещение использовалось во времена Юлия II для заседаний высшего суда Святого Престола под председательством папы. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а роспись стен была поручена Рафаэлю. Основная идея цикла — прославление папы Льва X посредством историй, почерпнутых из жизни двух других пап с таким же именем: Льва III и Льва IV. Каждая сцена, взятая из “Liber Pontificalis”, содержит намёки на нынешний понтификат, многочисленные классические аллюзии и литературные цитаты.

    Согласно Liber Pontificalis, пожар в Борго, который дает название залу, вспыхнул в 847 году в районе перед базиликой Святого Петра. Возложив свое торжественное благословение из Лоджии Благословений, Лев IV (понтифик с 847 по 855 год) чудесным образом потушил пожар, спасая таким образом церковь и людей.

Капелла Никколина (Capella Niccolina). Расположенная в самом сердце Апостольского дворца, недалеко от станц Рафаэля, часовня Никколина обязана своим названием папе Николаю V, который приказал построить ее в соответствии с последними двумя этажами башни, построенной по приказу Иннокентия III, для защиты существующего ранее дворцового ядра. Роскошное убранство часовни, приписываемое доминиканцу Фра Анджелико, является одним из величайших произведений Италии XV века и, вероятно, является вершиной того, что можно определить как “христианский гуманизм” флорентийского художника. Фрески, покрывающие интерьер, начинаются на стене справа от алтаря, в направлении личных комнат папы, и развиваются в двух перекрывающихся регистрах по всему периметру пространства, заканчиваясь на противоположной стене. Проиллюстрированы эпизоды из жизни святых Стивена и Лоуренса, завершаясь их мученической смертью. На потолке, разделенном ребрами свода на четыре части в форме паруса, преобладают изображения четырех евангелистов.

Капелла очень маленькая, размером 6,6*4 метра. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Комната Непорочного зачатия (Sala dellimmacolata). После провозглашения догмы Непорочного зачатия Пием IX, которое произошло 8 декабря 1854 года, понтифик решает отметить это событие циклом фресок. Была выбрана большая комната, примыкающая к комнатам Рафаэля, и задача была поручена Франциску Подести. Художник вместе со своей командой рабочих работал над комнатой с 1856 по 1865 год, планировал ее и следил за ее исполнением во всех аспектах. Живописный декор начинается с потолка с аллегорическими сценами, намекающими на добродетели Богородицы; он продолжается вдоль северной стены, воздавая дань уважения континентам Церкви, возведенной на трон; далее продолжается на западной стене, посвященной Обсуждению догматов в базилике Святого Петра, и завершается на восточной стене Коронацией Образа Марии, событием после провозглашения, которое произошло в Соборе Святого Петра. Подести, который присутствовал, включил сюда и автопортрет.

В 1867 году было решено разместить в центре Зала Непорочного Зачатия книжный шкаф для переводов папской буллы. Только вот оригиналы хранятся в библиотеке, а здесь под витринами факсимиле. Идеально сделаны, правда?

Капелла св. мученика Петра (Cappella di San Pietro Martire) находится в юго-западном углу башни, построенной во дворцах Ватикана между 1566 и 1570 годами. Построена по велению святого Пия V. Лепнина и его фрески являются работой Джорджо Вазари и его ученика Якопо Цукки. Внутри часовни шкаф со стеклянным фасадом слева от алтаря содержит драгоценные реликвии Санкта Санкторум, древней часовни Папского дворца на Латеране. Обнаруженные в 1905 году в деревянном ящике, датируемом понтификатом Льва III (795-816 гг.), они были помещены под алтарь часовни при Николае III. В 1936 году, после реставрации, изучения и каталогизации, объекты были размещены в их нынешнем виде. Речь идёт о средневековых находках, предположительно, из Сирии или Палестины, представляющие собой изображения на дереве и тканях.

Потолки Вазари выполнены в розово-голубых оттенках, получилось очень даже необычно.

Зал Кьяроскури (Sala dei Chiaroscuri). Этот зал расположен в средневековом центре Апостольского дворца. В большом пространстве раньше размещались кубиколарии, ответственные за охрану папы, или палафреньери, это конюхи, которые несли на своих плечах трон папы. Кроме того, в XVI веке помещение использовалось для торжественных встреч папы с кардиналами. Ранее зал также был известен как комната “попугай”, вероятно, потому, что она традиционно использовалась для размещения этой очаровательной птицы. Нынешний облик помещения восходит к XVI веку. Деревянный потолок был изготовлен по проекту Рафаэля, а в помещениях показаны подвиги папы Льва X Медичи.

Стены украшает архитектурный сюжет, расписанный ложными колоннами, поддерживающими архитрав, над которым расположен фриз, украшенный гирляндами из растений и парами амуров. Между колоннами расписные часовни украшают череду апостолов и святых. На постаментах внизу расположены фальшивые мраморные рельефы, напоминающие о мученической смерти фигур, представленных выше, а олицетворения добродетелей показаны выше фигур. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Капелла Урбана VIII (Cappella di Urbano VIII). Часовня возникла в 1631 году, когда папские архитекторы по просьбе папы Урбана VIII Барберини приспособили небольшую комнату размером 5 на 4,4 метра для богослужений. Это небольшое пространство стало частной часовней “старой квартиры”, соответствующей залам, декорированным Рафаэлем и использовавшимся понтификами почти на протяжении всей их жизни. На фресках изображены рассказы о страстях Христовых: сцены бичевания, тернового венчания и встречи Христа с Вероникой, а на своде в центральном прямоугольном пространстве изображен Христос в саду, окруженный маленькими ангелами с орудиями Страстей.

Живописное оформление было поручено флорентийскому художнику Алессандро Вайани, который начал работу незадолго до своей смерти. Образ с фресками, изображающий Пьету с Мадонной, Св. Иоанном, Св. Марией Магдалиной и Никодимом был изготовлен несколькими годами позже Пьетро да Кортона. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia). Испанец Родриго де Борха-и-Домс (итал. “Борджиа”), избранный папой после смерти Иннокентия VIII с именем Александр VI, присвоил свое имя части резиденции, использовавшейся во время его папства. Квартира Борджиа состоит из шести монументальных пространств, отремонтированных и декорированных по указанию папы, которые теперь являются частью коллекции современного искусства музеев Ватикана. После смерти Александра VI следующий папа, Юлий II, не согласился жить в этих покоях, он не хотел, чтобы его окружала память о своем презираемом предшественнике. Хотя папы продолжали менять место жительства, в квартире Борджиа жили некоторые “племянники кардиналов”. Живописное оформление “секретных комнат”, предназначенных для личного пользования понтификом, было поручено умбрийскому художнику Бернардино ди Бетто, более известному как Пинтуриккьо.

Последняя из комнат, расположенных в крыле папского дворца, названа в честь Мистерий веры или, скорее, событий в наиболее значимых эпизодах жизни Девы Марии и Христа: Благовещение, Рождение Христа, Поклонение волхвов, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы. Первые три и последние два эпизода представляют соответственно радостные и триумфальные моменты жизни Марии, к которым папа Александр VI был особенно привязан. Фото с сайта Музеев Ватикана.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina). Фрески капеллы вводят нас в мир содержания Откровения. Истины нашей веры говорят с нами здесь со всех сторон. В них черпал вдохновение человеческий гений, облекавший их в формы несравненной красоты. Этими словами, произнесенными в Проповеди во время Святой Мессы 8 апреля 1994 года по случаю завершения восстановления Страшного Суда, папа Иоанн Павел II хотел подчеркнуть святость места, в котором картины, как изображения в книге, служат для того, чтобы сделать истины, выраженные в Священном Писании, более понятными.
Сикстинская капелла получила свое название от папы Сикста IV делла Ровере. Украшение стен XV века включает: Истории Моисея и Христа, портреты пап. Убранство было выполнено командой художников, первоначально состоящей из Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, при содействии их соответствующих мастерских и нескольких ближайших помощников, среди которых выделяются Бьяджо ди Антонио, Бартоломео делла Гатта и Лука Синьорелли. На девяти центральных панелях показаны Истории Бытия от сотворения мира до грехопадения человека и всемирного потопа и последующего возрождения человечества в семье Ноя.
Склеила схемки из своей книги. Очень сложно описать каждую из сцен, иначе этот пост станет невероятно длинным. Может, когда-нибудь опишу подробно каждую из стен.
  • Потолок

    Потолок Сикстинской капеллы. Решение Юлия II полностью обновить убранство потолка, вероятно, было связано с серьезными проблемами. После того, как в мае 1504 года в потолке открылась длинная трещина, Браманте, тогдашнему архитектору дворца, было поручено найти решение, и он закрепил стяжные скобы над часовней. Однако ущерб, нанесенный старому оформлению, должен был убедить понтифика поручить Микеланджело новое художественное оформление. 8 мая 1508 года художник подписал договор, предусматривающий изображение двенадцати апостолов на подвесках и орнаментальные мотивы в остальных местах. Впоследствии, по просьбе самого Буонаротти, который считал проект “бедным”, папа дал ему новое поручение, в котором он оставил полное планирование программы художнику. Однако весьма вероятно, что для своего создания художник воспользовался сотрудничеством богословов папского двора. Микеланджело поместил девять центральных историй, иллюстрирующих эпизоды Бытия, в мощную расписную архитектуру с фигурами обнаженных по бокам, держащими медальоны с текстами из Книги царей. В основании архитектурного сооружения расположены двенадцать Пророков и Сивиллов, восседающих на монументальных тронах, противостоят предкам Христа. Наконец, в четырех углах художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля. Микеланджело завершил первую половину потолка, то есть от входной стены до Сотворения Евы, в августе 1510 года. Работа должна была быть завершена к 31 октября 1512 года, когда 1 ноября Папа совершил мессу в часовне. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Страшный суд

    Сцена Страшного суда. Величественная композиция, написанная Микеланджело между 1536 и 1541 годами, сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа, запечатленной в момент, предшествующий тому, когда оглашается приговор Страшного суда (Матфея 25: 31-46). Его спокойный властный жест, кажется, одновременно привлекает внимание и успокаивает окружающее волнение. Он начинает широкое медленное вращательное движение, в котором задействованы все фигуры. Исключены два верхних люнета с группами ангелов, несущих в полете символы Страстей (слева Крест, гвозди и терновый венец; справа колонна бичевания, лестница и копье с губкой, пропитанной уксусом). Рядом с Христом находится Дева, которая поворачивает голову в жесте смирения: на самом деле она больше не может вмешиваться в решение, а только ждать результата Суда. Святые и избранные, устроившиеся вокруг Христа и Богородицы, тоже с нетерпением ждут приговора. Некоторых из них можно легко узнать: Святой Петр с двумя ключами, Святой Лаврентий с решеткой, Святой Варфоломей с собственной кожей, который обычно распознается как автопортрет Микеланджело, Святой Екатерины Александрийской с зубчатым колесом и Святого Себастьяна, который стоит на коленях. В центре нижней части изображены ангелы Апокалипсиса, которые будят мертвых под звуки длинных труб. Слева восставшие восстанавливают свои тела, возносясь к небу (Воскресение плоти), справа ангелы и дьяволы сражаются за то, чтобы заставить проклятых падать в ад. Наконец, внизу Харон на своих вёслах вместе со своими дьяволами заставляет проклятых выйти из своей лодки и привести их к адскому судье Миносу, тело которого обвито змеиными кольцами. Это ссылка на Ад из Divina Commedia Данте Алигьери. Страшный суд вызвал не только похвалу, но и бурную реакцию современников. Например, церемониймейстер Бьяджо да Чезена сказал, что “было самым нечестным в таком почетном месте нарисовать столько обнаженных фигур, которые так нечестно демонстрируют свой стыд, и что это была работа не для капеллы папы, а для печей. и таверны”. Споры, продолжавшиеся в течение многих лет, привели в 1564 году к решению Конгрегации Трентского совета прикрыть некоторые фигуры сцены, которые считались “непристойными”. Задание покраски покрывающей драпировки, так называемого “braghe” (штанов) было поручено Даниэле да Вольтерра. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Северная стена

    Истории о Христе первоначально были распределены на восьми панелях, каждая из которых имела название на верхнем фризе. Они стартуют с Рождества Христова, нарисованного Перуджино на стене алтаря, впоследствии разрушенного, чтобы освободить место для Страшного суда Микеланджело. Таким образом, сегодня события жизни Христа начинаются с Его крещения (Матфея 3: 13-17; Марка 1: 9-11; Луки 3: 21-22; Иоанна 1: 29-34), за которым следует Искушения Христа (Матфея 4: 1-11; Марка 1: 12; Луки 4: 1-13) и очищение прокаженного (Матфея 8: 1-4; Марка 1: 40-45; Луки 5: 12-16 ). Третий показывает на переднем плане призвание апостолов Петра и Андрея, в то время как призыв Иакова и Иоанна показан на заднем плане (Матфея 4: 18-22; Марка 1: 16-20; Луки 5: 1-11). Следующая фреска иллюстрирует Нагорную проповедь (Матфея 5-7; Луки 6: 12-49) и исцеление прокаженного (Матфея 8: 1-4; Марка 1: 40-45; Луки 5: 12- 16), а пятый показывает передачу ключей (Матфея 16: 13-20), то есть передачу власти от Христа Петру, его наместнику, а также два эпизода уплаты дани. (Матфея 17: 24-27) и попытки побить Христа камнями (Иоанна 8: 31-59; 10: 31-39) на заднем плане. Цикл на этой стене заканчивается Тайной вечерей (Матфея 26: 17-29; Марка 14: 12-25; Луки 22: 7-23; Иоанна 13: 21-30), в которой за окнами мы видим три эпизода страстей: Агония в саду (Матфея 26: 36-46; Марка 14: 32-42; Луки 22: 39-46), Арест Иисуса (Матфея 26: 47-56; Марка 14: 43-52). ; Луки 22: 47-53; Иоанна 18: 1-11), Распятие (Матфея 27: 32-50; Марка 15: 22-39; Луки 23: 33-46; Иоанна 19: 17-30). Цикл заканчивается Воскресением Христа (Матфея 28: 1-8) на стене входа. Вереница понтификов тянулась вдоль всех стен часовни, начиная от алтаря, в центре которого можно было видеть Христа и первого папу Петра, а также Линуса и Клетуса. Четыре фигуры были утеряны, когда Микеланджело по приказу Павла III нарисовал на этой стене Страшный суд в 1536 году. Понтифики расположены парами в нишах у окон. На люнетах Микеланджело изобразил Предков Христа, предвестников Его пришествия и, следовательно, Искупления. Они перечислены в начале Евангелия от Матфея (Матфея 1: 1-17), которое, начиная с Авраама, дает имена сорока праотцов Христа (в отличие от другой версии евангелиста Луки, которая, начиная с Адам дает 75 семей), показанные здесь не столько как исторические образы, сколько как символические образы человечества, пойманные в различных отношениях, и прежде всего в его формировании в семейные единицы. Многочисленные попытки связать имена, написанные на этикетках, с изображенными персонажами, еще не позволили идентифицировать их с какой-либо достоверностью. Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Южная стена

    “Истории Моисея”, которые изначально включали восемь панелей, каждая из которых представляла собой название на верхнем фризе, начинались с алтарной стены с”Рождения и обретения Моисея” Перуджино, фрески, которая была утеряна, когда Микеланджело написал Страшный суд. Таким образом, сегодня цикл Ветхого Завета начинается с путешествия Моисея по Египту, в котором он прощается со своим тестем Иофором (Исход 4: 18-20), возвращается в Египет с семьей (Исход 4: 18-20) и изображено Обрезание его второго ребенка (Исход 4: 24-26) – все это происходит на одной картинке. Вторая панель описывает некоторые события из жизни Моисея: убийство египтянина (Исход 2: 11-15), борьбу с пастухами, чтобы защитить дочерей Иофор (Исход 2: 16-22) и вид на горящий куст (Исход 3: 1-12). Третья фреска изображает переход через Красное море (Исход 14: 5-31), за которым следует Вручение Скрижалей Закона. Это одновременно повествует о восхождении Моисея на гору Синай (Исход 24: 12-17; 31: 18), чтобы получить Скрижали Закона, Поклонение золотому тельцу (Исход 32: 1-20), Наказание идолопоклонников (Исход 32: 25-35) и возвращение Пророка с новыми Скрижалями Закона (Исход 34: 1-4). Следующая панель иллюстрирует довольно редкий эпизод, а именно наказание Кореи, Дафана и Авирама (Числа 16: 1-35), еврейских священников, которые отрицали гражданскую и религиозную власть Моисея и Аарона над избранным народом. За это они были поглощены землёй и поглощены невидимым огнём вместе со своими семьями. Последняя фреска показывает Наследие и смерть Моисея (Второзаконие 33:34), когда он уже находится в пределах видимости Земли Обетованной. Цикл завершается у входной стены Спором о теле Моисея (Послание Иуды, 9). Фото с сайта Музеев Ватикана.
  • Стена со входом

    На этой стене есть фрески, изображающие два заключительных эпизода циклов Моисея и Христа: Воскресение Христа (Матфея 28: 1-8) и Беседа над телом Моисея (Послание к Иуде, 9). Две фрески, первоначально работы Гирландайо и Синьорелли, были уничтожены, когда архитрав двери рухнул в 1522 году, и были заменены во время понтификата Григория XIII работами, изображающими те же сцены, выполненными Хендриком ван ден Брок и Маттео да Лечче. Как и на северных и южных стенах, а также в рассказах о жизни Моисея и Христа, некоторые папы изображены высоко, а в нижнем регистре есть фальшивые шторы. Фото с сайта Музеев Ватикана.

Говорить о музеях можно бесконечно долго. Этот пост получился очень большим, но он лишь совершенно поверхностно охватывает все невероятные места Ватикана. Кто бы мог подумать, что самое маленькое государство сможет в себе уместить столько всего! Одно я знаю точно, если бы я обладала какими-то ценностями, то я бы их пожертвовала именно Ватикану.