Вечный город: от Античности к Ренессансу, часть 1

Вторая экскурсия по Риму будет по южной территории Марсового поля.

Марсово поле в Древнем Риме не имело плотной застройки, оно занимало около 2х кв км и было отведено под тренировки войск и религиозные праздники. Но это не значит, что в античные времена там были голые поля, а кое-что даже сохранилось по сей день. До V века площадь оставалась нетронутой, а после её очень быстро и густо населили.

Еврейское гетто.

Предлагаю начать прогулку с площади Сан-Марко (Piazza di San Marco), которая находится рядом с площадью Венеции. Здесь находится копия необычной античной реликвии — шишки. Оригинальную шишку нашли на этой площади, предположительно она в I-м веке украшала термы Агриппы, первый общественный банный комплекс Рима. Эта шишка так впечатлила Данте Алигьери, что он упомянул её в своей «Божественной комедии»: «Лицом он так широк и длинен был, Как шишка в Риме близ Петрова храма». Оригинал хранится во дворе Кортиле-делла-Пинья в Ватикане, но и копия ничего такая, можно набрать с собой питьевой воды.

Перед началом путешествия не забудьте набрать воды!

Если пройти вдоль шумной улицы Via delle Botteghe Oscure до Largo di Torre Argentina, то откроется большая археологическая зона. У меня есть подробный пост об этом месте. Если кратко, то где-то между этих храмов, около театра Помпея 15 марта 44 г. до н.э. Марк Юний Брут в компании с заговорщиками убили на этом месте Юлия Цезаря.

Цезарь был убит по предположениям около тех дальних арок на заднем плане, но это всё догадки.

Когда будете обходить вокруг площадь, найдите глазами (или на карте) пиццерию Florida. На мой взгляд это лучшая римская пицца, она не имеет ничего общего с настоящей неаполитанской, но забыть её вкус невозможно. Теперь можно идти в еврейское гетто мимо фонтана четырёх черепах. Ещё в самой древности евреи населяли Рим, располагались они, в основном, за термами Каракаллы и с противоположной стороны реки Тибр. Если при Цезаре евреи имели полную свободу, то при папах им стало совсем плохо. В XVI веке Папа Павел IV выселил всех евреев в отведённое место, которое называли «джетто», а потом это слово превратилось в «гетто».

Пиццерия Флорида. Отмечена на карте.

По пути к синагоге на берегу Тибра располагается необычная маленькая римско-католическая церковь Сан-Грегорио-делла-Дивина-Пьета (San Gregorio della Divina Pieta). Непросто так она находится рядом с гетто, именно сюда пригоняли евреев на католические проповеди.

Под медальоном видна надпись на двух языках: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, – к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице».

Совсем рядом находится здание синагоги, причём, самой большой в Риме. На самом деле здесь раньше находилось пять разных синагог, потому что евреям разрешили построить лишь одно здание. Сложную конструкцию давно снесли, а в начале XX века построили новое здание.

Римская синагога. Сейчас в здании находится еврейский музей, где собраны разные артефакты из жизни гетто.

На главной улице в еврейском квартале находится палаццо Манилио, это старые ветхие здания, в которых привлекают внимание античные барельефы в фасаде здания. Построил дом для своих потомков некто Лоренцо Манилио, который очень любил свой город и чтил историю. Длинная надпись на фасаде:

«URBE ROMA IN PRISTINAM FORMA(M  R)ENASCENTE LAUR. MANLIUS KARITATE ERGA PATRI(AM) (A)EDIS SUO NOMINE MANLIANAS PRO FORT(UN)AR(UM) MEDIOCRITATE AD FOR(UM) IUDEOR(UM) SIBI POSTERISQ(UE) SUIS A FUND(AMENTIS) P(OSUIT). AB URB(E) CON(DITA) M.M.CCXXI  L AN(NO) M(ENSE) III D(IE) II P(OSUIT) XI CAL(ENDAS) AUG(USTAS)».

Что в переводе значит:

«Сейчас, когда Рим возрождается вновь в былом великолепии Лоренцо Манилио, с любовью к своему городу и родине, выстроил этот дом, названный, по его имени, как ему позволило его небольшое богатство неподалеку от Иудейской площади для себя и своих потомков, в 2221 год от основания Рима, в возрасте пятидесяти лет, трех месяцев и двух дней; заложив фундамент в одиннадцатый день до августовских календ»

Здание не в лучшем состоянии, поэтому очень сильно бросается в глаза прохожих.

Если пойти в противоположную сторону от портика Октавии, то по пути будет серая башня палаццо Сантакроче. Семью Сантакроче можно смело назвать аристократической, их  предок был одним из основателей Римской Империи — Публий Валерий Публикола, а с XIV века в семье стали появляться кардиналы, один из которых привёз в Рим табак. Его так и называли одно время: трава Сантакроче 🙂

Палаццо Сантакроче очень выбивается из архитектуры этого квартала, пропустить его невозможно.

Если пройти до конца улицы, то будет виден небольшой парк, который называется площадью Бенедетто Кайроли в честь политического деятеля, чей памятник находится в центре парка. Кайроли участвовал в антиавстрийском восстании, помогал Гарибальди в походе в графстве Тироль, в 1870 году вел переговоры с Бисмарком, был дважды ранен в бою и умер в гостях у итальянского короля Умберто.

 

Будучи ярким политическим деятелем Кайроли не очень хорошо подходил для ответственных парламентских должностей. По незнанию иностранных и внутренних дел страны он невольно препятствовал политическому развитию Италии.

За площадью видна большая церковь. Это Сан-Карло-аи-Катинари. Снаружи её украшает красивый медальон, в котором виден портрет Святого Карло Борромео, миланского архиепископа, которого канонизировали незадолго до начала строительства церкви. Купол этой церкви является четвёртым по величине в Риме после Пантеона, собора Св. Петра в Ватикане и Сант-Андреа-Делла-Валле.

В окрестностях Сан-Карло-аи-Катинари было множество торговых лавок, где продавали всякую домашнюю утварь и тазы, которые на итальянском называются «катини». От тазовщиков и пошло более полное название церкви.

Улица Via dei Giubbonari была местом паломничества и вела эта дорога от театра Марцелла до самого Ватикана. В двух шагах от церкви находится небольшой закуток, в котором зажата ещё одна маленькая церковь, посвящённая св. Варваре. Здание было построена на обломках театра Помпея (который начинался на площади Торре Арджентина). Внутри церкви найдена старинная надпись, которая гласит, что церковью владели некий римский сенатор Джованни ди Крещенцио де Ройзо и его супруга Рогата.

Церковь была построена примерно в X веке, а фасад украшает статуя Св. Варвары.

От церкви нужно пройти южнее и потом свернуть на запад, дойдя по красивым мощёным улочкам до галереи Спада. С русским словом «спад» она не имеет ничего общего, это лишь фамилия кардинала, который купил этот дворец. Внутри находится картинная галерея и  колоссальная статуя Гнея Помпея, о которой ошибочно думали, что именно перед ней упал на колени поверженный Цезарь. Фасад здания можно рассматривать достаточно долго, его украшают величайшие деятели Рима: император Траян, друг (а потом недруг) Цезаря — Помпей, военачальник и пятикратный консул Фабий Максим, основатель города Ромул, легендарный царь Рима Нум Помпилий, ещё один военачальник и пятикратный консул Рима Марк Клавдий Марцелл, тот самый Юлий Цезарь и его преемник и основатель Римской Империи Август. Но лично я каждый раз при упоминании этого дворца думаю о том самом «спаде», ведь те знаменитые римляне с фасада так и кричат: «Вы всё потеряли!».

Подвиги ярких персонажей рассказаны в восьми больших панелях, которые чередуются с окнами на верхнем этаже.

Если уйти на юго-запад, то можно наткнуться на необычный фонтан, который называется «Маска» или Fontana del Mascherone. Но не торопитесь расчехлять бутылочки, здесь нет питьевой воды. Фонтан был установлен в XVI веке по заказу семь Фарнезе. Всё бы ничего, но напора в акведуке не хватало, чтобы провести сюда воду и сухой фонтан, собранный из античных артефактов, стоял без дела практически всё время. Почему практически? Потому что семья Фарнезе иногда веселья рад наполняла его вином. Позже папа Павел V провёл сюда другой акведук и из маски потекла вода.

Фонтан Маска никогда не предлагал своим посетителям питьевую воду, по рту маски это прекрасно видно.

Пройдите дальше по улице и остановитесь сразу за аркой, здесь находится необычная церковь Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте, основанная братьями, которые занимались захоронениями неопознанных мертвецов и бедняков. На русский название переводится, как церковь «молитвы и смерти». Основным мотивом фасада выбрана смерть, что видно невооружённым глазом. В интерьере сюжет такой же, а крипта вовсе украшена костями.

Латинская надпись на табличке гласит: «Hodie mihi cras tibi», что означает «Сегодня — я, завтра — ты».

Теперь можно встать спиной к церкви и подняться по улице вдоль здания, которое занимает целый квартал. Это палаццо Фарнезе. Если эта фамилия вам ни о чём не говорит, то почитайте подробнее про эту семью и посмотрите сериал «Борджия», где показаны отношения Джулии Фарнезе с папой Борджия. Но не любовная связь сделала семейство Фарнезе известным, это была аристократическая семья и с давних времён её представители занимали важные должности. Сейчас в палаццо находится посольство Франции. На площади перед дворцом проходили различные праздники, здесь даже происходили бои быков, а ещё эту площадь была первой, которую догадались наполнять водой в особо жаркие дни, чтобы люди могли немножко освежиться.

По правой стороне улице простирается стена палаццо Фарнезе, которое занимается целый квартал.

Отсюда по прямой за пару минут можно дойти до Кампо-деи-Фиори, площади, где когда-то находился цирк Домициана, а позже был сожжён Джордано Бруно. Здесь же стоит памятник ему, около памятника — фонтан, где можно пополнить запасы воды, а рядом есть пекарня Forno (отмечена на карте), где можно перекусить восхитительной и простой пиццей Маргарита. Если вы до сих пор не понимаете, чем выделялся так Джордано Бруно, то почитайте отдельный пост на эту тему.

Обратите внимание, что на этой площади нет церкви, что очень непривычно для Рима.

От площади с памятником Бруно можно пройти просто по прямой и выйти на самую красивую площадь Рима, а можно сделать небольшой крюк и увидеть необычную достопримечательность. Это статуя Пасквино (Pasquino), именно от неё пошло слово «пасквиль». Первая и главная из «говорящих» статуй Рима. Повидавшая мир античная статуя, украшавшая цирк Домициана, уже не тянет на произведение искусства, зато в средние века она была в центре внимания. Понтифики боялись этой статуи до дрожи в коленках, а всё потому что на ней оставляли едкие комментарии, грязные сплетни и остроумную критику в адрес папской власти. Были даже разговоры убрать эту статую, а папа Бенедикт XIII угрожал смертной казнью тому, кого застанут с поличным, но людей это не останавливало и по ночам у статуи появлялись всё новые кляузы. А с этого момента «заговорили» и другие античные статуи Рима.

Сочинения были разными, например, после того, как папа Урбан VIII (из рода Барберини) заказал архитектору Бернини балдахин для Собора Св. Петра в Ватикане, материал для которого надо было взять с купола Пантеона, появился пасквиль: «Всё, что не сделали варвары — сделал Барберини».

Совсем рядом открывается невероятный вид на Пьяцца Навона. Она настолько огромна, что о ней есть отдельный большой пост. Но ни в коем случае не вздумайте тратить на неё меньше чем полчаса. Это то место, по которому можно ходить кругами, а ещё лучше, если найдёте мороженое и тень, где можно сесть. Если ищете безумно вкусное, большое и недорогое мороженое, то вам в Quinto gelateria (на карте отмечена). Находится не на самой площади, но ради него стоит покинуть площадь на пару минут.

Ла-Плата поднимает руку в страхе, что на него обрушится фасад церкви Сант-Аньезе.

Вернувшись назад (можно вернуться непосредственно по площади Навона) из важных объектов будет… кофейня. А перед ней во дворе находится большой странный фонтан. На самом деле это ванна из терм Нерона, а сделана она из гранита, привезённого из Египта. Просто ванна на улице выглядела неинтересно, поэтому из неё и сделали такой необычный фонтан.

Вот такая огромная ванна находилась в термах. Предположительно она была в зале с горячей водой, такие помещения назвались кальдариум.

Все жутко хвалят здешний кофе и даже называют его лучшим в Риме (я подтвердить не могу, так как кофе не пью). Зёрна здесь обжариваются аж с 1938 года на своей дровяной печи, а интерьер кофейни никогда не менялся, поэтому даже если не любите кофе, то взгляните одним глазком, если позволит толпа из местных и туристов. В этой тесной кофейне можно купить кофе в подарок или себе домой, а можно взять чашечку, только помните, что если садитесь за столик, то с вас берут ещё пару евро за обслуживание, а надо ли вам сидеть за столом около толпы туристов — хороший вопрос. Говорите «Take away» и выбегайте со стаканчиком поскорее, пока китайцы его не вылили на вас.

Так выглядит вход и очередь в кофейню, а само место отмечено на карте.

Если пройти чуть вглубь квартала, то взгляду откроется церковь с головой оленя. Такого же оленя вы могли увидеть в кофейне, а всё потому что церковь тоже названа в честь Святого Евстафия. Живя при императоре Траяне, а после — при Адриане, Евстафий назвал себя христианином и отказался участвовать в жертвоприношении языческим богам. За это его отправили на арену в Колизей прямиком на растерзание диким животным. Но по преданиям животные его не тронули. Император Адриан разозлился и приказал сжечь Евстафия и его семью заживо в статуе быка.

На вершине церкви видна голова оленя. Церковь воздвигнули на месте дома святого. Символ оленя возник после того, как Евстафий на охоте будто бы между рогов оленя увидел образ самого Спасителя.

Напротив церкви стоит симпатичное здание с фресками, которое показывает сцены из жизни Евстафия. Это был жилой дом, в котором жил Тицио ди Сполето, камергер Алессандро Фарнезе.

Фрески рассказывают историю из жизни святого Евстафия, простого римского солдата. На фото изображён тот самый момент охоты на оленя. Фрески на других стенах рассказывают о его крещении и мученичестве.

Идя дальше по маршруту, обратите внимание, что слева стоят две высокие мощные колонны. Они принадлежали термам Нерона. Увы, всё, что осталось от бань. Буквально за углом находится очень шумное туристическое место — Пьяцца делла Ротонда. Площадь украшает необычный фонтан, который сделал Джакомо делла Порта в XVI веке. Позже папа Климент XI распорядился поставить на фонтан египетский обелиск времён фараона Рамзеса II.

Маски на фонтане очень напоминают персонажей с фонтана Мавра на Пьяцца Навона.

Здесь же находится вход в одно из величайших зданий Рима — Пантеон. Изначально он был языческим храмом, а в последствии стал католическим. В него вход свободный, обязательно посетите его и выделите не менее получаса. Про храм, которому две тысячи лет, у меня есть отдельный большой пост.

Лучшее время посещения Пантеона — 12 часов дня. Именно в это время дня солнце падает непосредственно в око купола.

За зданием Пантеона стоит слон Бернини. Официальное название постамента — обелиск Минервы. Обелиск некогда украшал храм Исиды, который находился недалеко отсюда и найденную находку решено было разместить на этой небольшой площади. Несколько скульпторов участвовало в конкурсе на лучший проект, задача которого была показать лучший постамент для древнего обелиска. У Бернини, который выиграл конкурс, было несколько идей, но остановился он именно на слонёнке. Может, на его вдохновение повлиял средневековый роман, где упоминался каменный слон, или же реальный слонёнок, которого когда-то давно подарили папскому двору. В любом случае памятник культуры получился очень интересным, торжественным и милым.

За слонёнком стоит церковь Санта Мария Сопра Минерва. Ничего не смущает? Минерва — языческая богиня, а тут готическая церковь. Название переводится как «Св. Мария над Минервой», такое необычное назвали дали церкви, так как считалось, что на этом месте некогда находился храм Минервы.

Последняя достопримечательность в этом маршруте — мраморная нога. Эта ступня необычных размеров принадлежала одной из статуй древнего храма Исиды, который, к сожалению, никак не сохранился. Неизвестно, кому принадлежала эта нога, но предположительная высота статуи около 8 метров.

Гигантская мраморная нога из храма Исиды.

Маршрут на карте предложен ниже. Он лежит через бесплатные территории, но посещение достопримечательностей в некоторых случаях требует отдельной платы. Не стоит забывать о следующем:

  • Почти все церкви в Риме имеют свободный вход.
  • При посещении церквей нужно соблюдать дресс-код в виде закрытых плеч и коленей.
  • Пантеон — тоже церковь, причём, действующая.
  • Все достопримечательности имеют свой режим работы, особенно специфично работают церкви.
  • Без посещения церквей маршрут можно проходить в любое время суток.
  • На Пьяцца Навона и в Пантеоне ОЧЕНЬ много людей, поэтому если хотите насладиться искусством, просыпайтесь как можно раньше.