Капитолийские музеи — это первый в мире музей, который мог посетить любой желающий. Папа Сикст VI сделал свою коллекцию древностей публичной в 1471 году.
С самого детства я мечтала посетить хотя бы один такой музей, где была бы собрана достойная коллекция интересных вещей, относящихся к древнему миру и мои мечты исполнились в Италии.
Восторг, который меня охватил при посещении этого места, не описать словами. Это не просто музей, это сокровищница Рима, где хранится невероятное количество экспонатов, которые будут интересны не только увлекающимся историей людям, но и тем, кто даже понятия не имеет, что из себя представляет Древний Рим.
Достаточно сложно было выбрать самые интересные экспонаты для этого поста, так как музей содержит в себе не только римские скульптуры, но и египетские артефакты, древнегреческие амфоры и кувшины, украшения, достойную коллекцию картин и несколько интерактивных уголков, о которых расскажу ниже.
Когда вы целенаправленно идёте в конкретный музей, вы обычно хотите увидеть что-то определённое. Моими мечтами было увидеть обломки статуи императора Константина и Капитолийскую волчицу. Довольно немного, учитывая тысячи уникальных и интересных экспонатов.
В посте о Римском Форуме я писала о базилике Максенция, самом большом здании на форуме. И в нём когда-то стояла колоссальная статуя императора. Есть предположения, что изначально фигура изображала всё-таки Максенция, но по повелению нового императора, умелые скульпторы переделали фигуру в Константина. Как бы там ни было, обломки колосса IV века сейчас хранятся в музее. Высота головы достигает 2,5 метра, а вся статуя составляла примерно 12 метров в высоту. От одного вида этих обломков захватывает дух, даже если вы раньше не слышали ни о Максенции ни о Константине.
В этом же дворе находится статуя богини Ромы, которая являлась олицетворением Рима как повелителя Вселенной. Её всегда изображали с короной в виде стены, с копьём и в доспехах. Статуя, представленная здесь, относится к Адрианскому периоду (117-138 гг) и является копией греческой статуи, которая была сделана в V веке до н.э. Кстати, император Адриан ещё и построил храм богини Ромы на Священной дороге в Римском Форуме, его руины можно посмотреть здесь.
В 1595 году в музей пригласили Джузеппе Чезари для того, чтобы он украсил зал фресками на тему городских легенд. Планировали, что к 1600му году торжественно откроют эту комнату, но сроки были поставлены нереальные. К 1616 году были готовы только три сцены. После долгого перерыва комната была закончена лишь к 1640му году.
Фрески получились очень завораживающими, они изображают легенды Рима. Одна из сцен изображает волчицу с Ромулом и Ремом, другая показывает похищение сабинянок, обе истории я рассказывала ранее здесь. Третья фреска рассказывает о Горациях и Куриациях. Из пересказов Тита Ливия до нас дошла история, как трое братьев из рода Горациев были избраны, чтобы сразиться с тремя войнами города Альба-Лонга, соперника Рима. Лучшими войнами из Альба-Лонги были братья Куриации. В схватке все альбанцы были ранены, двое римлян погибли. Выживший Гораций кинулся в бегство. Когда его раненные преследователи разделились, он выследил и убил каждого из них. Так Горации победили над Куриациями и Альба-Лонга вступил в союз с Римом.
Любого туриста (и меня) очень много внимания привлекает к себе скульптура мальчика, вытаскивающего занозу. Статуя I века до н.э. не имеет определённого толкования, но есть несколько версий. Первая говорит о том, что пастух Марций бежал на Капитолий предупредить всех об угрозе, но по пути получил занозу, а на Капитолийском холме скончался от спазма, вызванного раной. По другой версии это Локр, сын Зевса. По преданию он получил ранение и во сне увидел пророчество и основал город. По третьей версии мальчик является грешником, пытающимся спастись, так как в Средневековье шип являлся символом греха. По последней версии мальчик из Спарты получил занозу во время бега и, не обращая внимания, прибежал первым и только тогда вытащил занозу. Запоминайте ту историю, которая больше всего нравится вам 🙂
Привлекла меня и статуя Камилла. Если взглянуть на эту скульптуру I века, то сразу непонятно, парень это или девушка. В средние века эту фигуру называли «цыганкой», в последующие века его называли слугой и только в современном мире стало известно, что скорее всего перед нами Камилл, помогающий священнику на церемониях жертвоприношений.
Капитолийская волчица является, наверное, самым знаменитым экспонатом музея и для неё выделен отдельный зал. Бронзовая фигура показывает сцену из легенды о создании Рима, которую я пересказала здесь. Датировка создания статуи очень спорная, одни считают, что она создана в V в. до н.э, а другие утверждают, что её сделали в XII веке. Всяческие анализы и здравый смысл говорит о Средневековье, так как в Древнем Мире большие скульптуры делали из небольших кусочков и потом соединяли их. Волчица же выполнена сразу без сварочных швов.
Один из залов музея посвящён… гусям. Гусям, которые спасли Рим. Отлично и кратко пересказал легенду Л.Н. Толстой:
В 390-м году до р. X. дикие народы галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться, и которые убежали совсем вон из города, а которые заперлись в кремле. Кремль этот назывался Капитолий. Остались только в городе одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только кремль — Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлам хотелось разграбить Капитолий, потому что они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе: с одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкою полезли из-под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи.
Так они потихоньку взобрались на обрыв, ни одна собака не услыхала их.
Они уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли народ, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне и стали кидать бревна и каменья под обрыв и перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму, и галлов прогнали.
С тех пор римляне в память этого дня завели у себя праздник. Жрецы идут наряженные по городу; один из них несет гуся, а за ним на веревке тащат собаку. И народ подходит к гусю и кланяется ему и жрецу: для гусей дают дары, а собаку бьют палками до тех нор, пока она не издохнет.
В музее каждый зал является тематическим и некоторые можно разглядывать бесконечно долго, как например, роспись на потолке и под ним. Вот, почему я советую приходить в музеи к открытию — ещё нет толп китайцев и можно не торопясь останавливаться около интересных экспонатов.
Помните храм Артемиды в Эфессе, который является одним из семи чудес света? В нём стояла статуя Артемиды. Оригинал не сохранился, зато в Римской Империи сделали множество копий. Но во всех случаях изображение богини сопровождает одна и та же поза, наряд и четыре ряда выпуклостей на теле. Одни считают, что это груди, как символ плодородия богини, но ещё интересной и достойной версией является предположение, что это пчелиные яйца, так как на костюме богини изображено множество этих насекомых и пчела является символом Эфесса.
А вот и обычная с виду статуя лошади интересна тем, что была создана в V веке до н.э. Скорее всего, лошадь находилась в римских банях, а вот сделана она была в Греции. Дыра в спине говорит о том, что у лошади был наездник, ногу которого нашли недалеко от самой лошади. Работа удивительна тем, как проработана анатомия скульптуры и является одной из уникальных находок, показывающих как искусно работали мастера Греции.
Одной из жемчужин музеев является конная статуя Марка Аврелия. В древних источниках нет информации о такой статуи, которая была создана или в 176 году н.э. по случаю его триумфа либо в 180 году, вскоре после его смерти. В то время в Риме было очень много конных статуй, но сохранилась… только одна. Всё дело в том, что все бронзовые статуи в Средневековье переплавляли, но так как Марка Аврелия по ошибке приняли за императора Константина, который в христианстве был святым равноапостольным, то его портрет сохранили.
А вот то, что уже олицетворяло императора Константина, который основал тот самый Константинополь. Средневековые жители вздыхали при виде бронзы, но переплавлять такое не решались. Эти части тела были найдены на Римском Форуме.
В этом же зале, рядом со статуей Марка Аврелия, находится скульптура изображающая льва, кусающего лошадь. Древнюю скульптуру отреставрировал Микеланджело и добавил лошади голову, ноги и хвост, а льву — задние лапы.
Древние артефакты — это хорошо, но за что я обожаю Капитолийские музеи, так это за неожиданный перформанс. Капитолийский холм всегда был сердцем Рима и у него действительно большая история. Первые поселения здесь уже были в Бронзовом веке (XVII-XIV в. до н.э.). В VI в. до н.э. на этом месте был построен грандиозный храм Юпитера, чьё основание сейчас хранится под крышей музея.
Храм Юпитера на самом деле является древнейшим храмом в Риме и его окрестностях. В нём почиталась Капитолийская триада, в которую входили Юпитер, Минерва и Юнона. Этот храм считали особенным не только при царях, но и во времена республики и даже императоров. Только почитание не спасало его от пожаров, он пережил 3 реконструкции, последняя из которых была сделана императором Домицианом. После храм простоял около трёхсот лет, пока все языческие храмы не были закрыты по повелению императора Феодосия I во время гонений язычников.
После закрытия храм Юпитера ждал упадок. Храм разграбили, вытащили все статуи. Так и он и стоял до XVI века, пока Джованни Пьетро Каффарелли не взял материал храма для постройки дворца. Небольшая часть подвала сохранилась до наших дней и напоминает о величии древних цивилизаций.
Рядом со стеной находится древняя статуя Геракла (Геркулеса), найденная на Бычьем Форуме (прогулка по Бычьему Форуму включена в мой первый маршрут по Риму). Статуя датируется. II в. до н.э., а её пропорции говорят о том, что её сделали по примеру с греческих статуй IV в. до н.э. Предположительно, этот Геракл стоял внутри круглого храма, посвящённого этому герою.
Ещё одной привлекательной скульптурой является бюст Коммода в облике Геракла. Привлекает он внимание в первую очередь потому что выполнен он не как классическая статуя, которых без подготовки и не отличишь друг от друга. Император облачён в шкуру льва, в одной руке держит дубинку, а в другой — яблоки Гесперид (это отсылка к 12му подвигу). В связи с культом этого персонажа легенд, император называл себя новым Гераклом.
Ещё одной загадкой обладает статуя Венеры Эсквилинской. Её так назвали по месту нахождения — холм Эсквилин. Но кто на самом деле изображён, неизвестно до сих пор. Есть несколько версий, одна из которых гласит, что это жрица Исиды, другая утверждает, что это сама Клеопатра. В любом случае, эта статуя является копией с бронзового оригинала, но получилась она изящная настолько, что невольно засматриваешься на эту милую фигуру.
Ещё привлекает внимание странный грубый мужской портрет, который является головой кентавра. В этом портрете интересно то, насколько скульпторы имели отличное воображение. Представьте себе обычного человека, который жил тысячу-другую лет назад: он не видел книжек с рисунками, тем более, не смотрел фильмов и мультиков и понятия не имел, как может выглядеть мифический персонаж. При этом творцам хватало воображения и вдохновения, чтобы изобразить кентавра таким, каким мы бы его представили сегодня.
Образ Геркулеса хотел иметь на своей вилле любой богач Древнего Рима, поэтому до нас дошло множество скульптурных портретов этого персонажа мифов. Этот Геркулес изображён дерущимся против… льва? гидры? быка? Антея? С кем только не бился герой, но из-за несохранившегося сюжета сложно догадаться, что было изображено конкретно тут.
В классических музеях больше всего люблю скульптуру. Она разнообразная, не наедает в отличие от фресок, картин и мозаики, где легко потерять концентрацию. Да и к тому же, если процесс рисования мы себе прекрасно представляем, то скульптура — это особый вид искусства. Голова амазонки на фото ниже выглядит такой печальной и вызывает тоску, что даже не верится, что это сделано руками человека из куска камня.
Помимо скульптур в музеях хранятся капитолийские фасты. Для кого-то это отличный фон для фотографий, а для историков настоящее сокровище. Фасты — это такие мраморные таблички с Римского Форума, содержащие имена консулов и различные памятные даты. Такой формат является самым настоящим документом, повествующем о периоде с V в. до н.э. по правление первого императора Римской Империи.
Не обошлось в музеях и без картин. Коллекция не сильно большая, но рассматривать внимательно каждую после того, что было позади, довольно утомительно. Конечно, здесь есть несколько шедевров Караваджо, но я искренне не разделяю фанатизма по работам этого художника и покажу те шедевры, что безумно понравились мне. Одна из них — картина Доменико Тинторетто «Кающаяся Магдалина». Не очень люблю религиозные сюжеты в картинах, но в эпоху Возрождения художники могли заработать только на этой теме. Конкретно в этой картине мне нравятся краски и волшебное изображение девушки, а религиозный подтекст лишь добавляет шарма, а не пытается выжечь глаза.
Вот такие сюжеты я люблю больше всего. Асселин Ян изобразил много древних отголосков в Италии, в то время как ему удалось пожить в Риме. Сочетание северо-европейского натурализма с видами города захватывает дух. Вот один из списка моих шедевров — арка св. Лазаруса. Арка, впрочем, в Риме стоит до сих пор. Я туда так и не добралась, но собираюсь это исправить. К сожалению, я не смогла в интернете найти нормальное изображение, поэтому довольствуйтесь моей фотографией 🙂
Самые-самые любимые мои работы — это городские пейзажи. Для меня это не просто красивые картины, это исторический документ наравне с фотографией. Люблю сравнивать то, что видел художник с тем, что есть сейчас. А на картине Гаспара ван Виттеля и вовсе многовековые шедевры Рима: собор св. Петра в Ватикане и замок св. Ангела, о котором у меня есть отдельный пост.
Чего только нет в Капитолийских музеях, тут такая сборная солянка, что даже нелюбитель истории Древнего Рима, который случайно заглянет в музеи, найдёт что-то своё. Меня безумно привлекают вот такие фарфоровые китайские вазы из famille rose (изделия с розово-красными вставками), их яркие сюжеты я готова рассматривать часами!
Любой археологический музей Италии не обойдётся без египетской коллекции. Древний Египет был для древних римлян таким же древним, как и римляне для нас. Тяга к загадочному Египту была не только у современных школьников, только у древней знати была возможность достать себе всякие египетские штучки.
После осмотра экспонатов появляется ещё одно атмосферное место — галерея Лапидариа (Lapidaria). Для просмотра дальнейшей экспозиции нужно будет спуститься в подземную галерею, построенную в 1930м году. Строители обнаружили здесь древнюю дорогу и двухэтажный дом. Сегодня в этой галерее хранится множество древних надписей, снятых как с домов, с различных уличных указателей и надгробий.
Но и на подземной галерее щенячий восторг не заканчивается. Этот ход ведёт прямиком в непонятное старое здание, пока до меня не дошло, что мы находимся в.. здании табулария! Табуларием в Древнем Риме называли архив документов, здесь хранились государственные акты и различные народные постановления. Оно было построено в 87 году до н.э. диктатором Сулла. Чтобы вы понимали, в этот год Юлию Цезарю исполнилось 13 лет.
Сколько же всего пережило и увидело это здание! От него уцелела лишь малая часть. Ему вернули второй этаж, укрепили со всех сторон, но это не мешает впечатлению. Подойти к арке и взглянуть на величественный Римский Форум, как это делали великие правители Римской Республики просто бесценно <3 Подробно о Римском Форуме я писала здесь и здесь.
Чуть не получив приступ от нахлынувших впечатлений и схватившись за сердце я пошла дальше и зависла во дворе с колоссальной фигурой речного бога Марфорио, возлежащей на фонтане с I в. н.э. Марфорио — одна из «говорящих» статуй Рима, в Средние века на неё цепляли пасквили, такие едкие сатиры про общественных деятелей.
И последнее место, где происходит действо — это палаццо Нуово. Здесь расположен маленький египетский зал с откровенно слабой коллекцией и огромная коллекция скульптур. Тут помимо общих холлов есть залы философов и императоров, можно искать знакомые лица. Или хотя бы имена.
В этих залах есть и парочка мозаик, причём очень искусно сделанных. В римской мозаике прекрасны не столько сюжеты, сколько мелкие детали. Эта мозаика была найдена на вилле Адриана (II в. до н.э.), а её размеры 85*98см. Меня лично такие работы очень впечатляют, фото не передаёт той утончённости, что видят глаза.
В целом музей не просто классный, он действительно волшебный. Он удивит любого взрослого, проведёт через разные эпохи и покажет шедевры Древнего Рима. Посещение будет интересно даже тем, кто вообще ничего из истории не знает. По большей части коллекция состоит из скульптуры, так же есть немножко картин, фарфора, нумизматики, украшений и надписей на мраморе.
Адрес: Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma RM, Италия
Стоимость: 16 евро (на август 2019)
Длительность посещения: минимум 5 часов, лучше закладывать целый день
Особенности посещения: как и во все большие музеи лучше прийти к открытию, чтобы не жалеть о том, что не успели посмотреть
Обычаи посещения: встать в арку Табулария и взглянуть на просторы Римского Форума. На секундочку представить, как невероятно красиво и современно выглядело это место две тысячи лет назад