Замок Сан-Анжело и мавзолей Адриана

Одно из самых интересных мест Рима, которое скрывает в себе массу тайн и секретов. Изначально здесь находился мавзолей, а со Средних веков и по сей день мы знаем эту постройку, как замок святого Ангела.

История этого места началась с далёкого 135 года, когда император Адриан задумал на этом месте построить для себя мавзолей. Императору очень понравилось место захоронения Августа, поэтому он заказал архитектору Деметриано постройку похожую, но только уже гигантских размеров. К слову, император не дождался окончания стройки и закончил строительство его преемник Антонин Пий в 139 году.

Так выглядит со стороны замок Святого Ангела.

В мавзолее были захоронены Адриан и его жена Вибия Сабина, император Антонин Пий, его жена Фаустина Старшая и их трое детей, государственный деятель Луций Элий Цезарь, император Коммод, император Марк Аврелий и трое его сыновей, император Септимий Север, его жена Юлия Домна, их сыновья, а так же императоры Гета и Каракалла. Недолго длился их покой, потому что император Гонорий включил мавзолей в часть оборонительной системы города и с тех пор мавзолей стали называть castellum.

Площадь перед замком Святого Ангела, где происходили казни.

Но на этом история замка только началась. Когда в Рим набежали вестготы и вандалы, то Ватикан удалось спасти благодаря замку. Римляне сбрасывали на врагов со своей крепости всё, что было под рукой, включая изящные античные статуи. В наше время лишь одну из них нашли во рвах форта и назвали фавном Барберини. 

Так выглядит внутренний двор замка. По центру виднеется оригинальная кладка мавзолея, а слева вдали аккуратно сложены ядра для катапульты.

Марсово поле и мавзолей связывал мост, Понте Элио (Ponte Elio). Нынешний мост находится на том же месте, где был построен мост Адриана.

Вид на мост Понте Элио с замка.

В 590м году Рим поразила серьёзная чума, для устранения которой было организовано торжественное покаянное шествие, в котором участвовал папа Георгий I. Когда процессия подошла к мавзолею, у папы случилось видение. Ему показалось, что Архангел Михаил вложил свой меч в ножны. Видение истолковали как благоприятный знак, предсказывающий конец эпидемии. И эпидемия действительно прекратилась. С того момента римляне стали называть кастеллум замком Святого Ангела и в память о чуде они в XIII веке возвели фигуру ангела. 

Внутренний двор замка. В начале VI века король остготов Теодорих использовал замок в качестве тюрьмы.

В истории замка-мавзолея (и Ватикана) были и абсурдные периоды, например, порнократия. Власть блудниц длилась ни много ни мало 60 лет и во главе всего этого безобразия (хочется сказать “вакханалии”, но так назывались в Риме похороны императора, не буду здесь использовать такие термины) стояли две женщины: Феодора Старшая и её дочь Марозия, которые заслужили в Риме того времени репутацию блудниц. Всё началось с папы Сергия III и его любовницы Марозии, которая в последующие годы устроила из замка самый настоящий публичный дом. Помимо своих увлечений эти женщины в прямом смысле владели властью, Марозия и её мать делали римскими папами своих любовников, друзей и родных.

В замке встречаются и вот такие потрясающие залы, которые можно рассматривать часами.

Но всё хорошее когда-то заканчивается. Свой третий брак с Гуго Арльским Марозия  решила отпраздновать склепе замка Св. Ангела. Никто не одобрял такого решения, ведь замок оставался усыпальницей императоров, тюрьмой и оборонительной крепостью, а не площадкой для свадебных пиршеств. Разгневались духи императоров или нет – непонятно, но во время свадебного ужина ворвался на праздник сын Марозии от первого брака, Альберих II, который выгнал Гуго из города, а непутёвую мамашу и брата, папу Иоанна XI,  заключил в тюрьму в этом же замке. Так и закончились их дни в заключении. 

Роспись стен в папских апартаментах Павла III Фарнезе.

В последующие столетия замок переходил из поколения в поколения трёх знаменитых семей: сначала Крещенци, потом Пьерлеони и Орсини. Во времена, когда замок был во владениях Крещенци, замок переименовали в Castrum Crescentii и это название будет закреплено на протяжении 500 лет, пока постройка не вернёт себе название замка Св. Ангела. На самом деле в разных источниках мавзолей называют по-разному: Adrianeum, templum Adriani, templum et castellum Adriani, с XI века в документах Ватикана мелькают  Castrum nostrum Crescentii и Castrum Sancti Angeli, летописцы его называли domus Theodorici в честь короля Теодора, который сделал в замке тюрьму. В Chansons de geste (жанр французской средневековой литературы, самая известная жеста в мире – “Песнь о Роланде”) его называют Palais Croissant.

Если вы слышали историю папы Борджиа, то слышали про Джулию Фарнезе. На картине с единорогом предположительно изображена она, автор Лука Лонги.

Папа Николай III взялся за укрепление замка и связал его с Ватиканом с помощью “пассетто” – тайного коридора, по которому понтифик мог бежать в замок. Этим проходом как раз воспользовался папа Александр Борджиа.

А это я! Всем привет!

В 1379 году замок почти полностью разрушили и с последующими столетиями папы вкладывали много денег в его восстановление и укрепление. Но крепкие стены и новые бастионы – это хорошо, но папе прятаться там в случае чего было не очень комфортно. Поэтому Борджиа заказал Пентурикьо расписать апартаменты, добавить фонтаны и сады. Во время своего правления Александр Борджиа превратил крепость в целый дворец, где он любил жить, устраивать банкеты, вечеринки и театральные представления. Сейчас от былой роскоши мало что осталось, но папа Климент VII во время разграбления Рима прекрасно провёл 7 месяцев, прячась в роскошном замке, так как за пару лет до этого он… построил личную баню прямо внутри замка! Это была небольшая комната с фресками, изображающими ракушки, дельфинов, купидоном и мифологических существ. В комнате находилась ванна, воду в которую наливала бронзовая статуя Венеры.

Скромный обставленный интерьер папских апартаментов, но кровать выглядит роскошной.

В XVII веке папа Климент IX поставил 10 фигур ангелов на мост Понте Элио и после этого его тоже стали называть мост Св. Ангела.

Тронный зал, апартаменты папы римского.

В XIX веке замок был исключительно тюрьмой, сейчас можно посмотреть на камеры, где ждали судьбы заключённые. Самой суровой камерой была Самалло, которая была столь маленькой, что заключённый не мог лечь и не мог встать в полный рост. На самом деле при императорах это была вентиляция, через которую циркулировал воздух в усыпальнице.

Музыкальный инструмент в апартаментах папы римского.

Говоря об известных заключённых вспоминается сразу флорентиец Бенвенуто Челлини, скульптор и ювелир, который попытался сбежать из тюрьмы. Сначала ему это даже почти удалось, он спустился по связанным простыням. Каким-то образом он сломал ногу, еле добрался до дома своего друга и товарища кардинала Корнаро, где беглецы нашли и вернули в темницу. Через год мужчину освободили, но это уже другая история.

Роспись потолков тоже поражает воображение. Жаль, что сохранилось всего несколько залов.

Вообще, Челлини был не просто единственным, кому удалось сбежать, но и одним из немногих, кому удалось выжить. Если вы посетите замок, особенно, весной-осенью, то вы удивитесь, какие там жуткие сквозняки. А пуховиков и инфракрасные обогреватели заключённым никто не выдавал. Я лично удивляюсь, как людям удавалось выживать в таких условиях, но будем честны, выживали единицы. Кто-то умирал от болезней, но больше всего жертв было именно от рук папы Борджиа. 

Сокровищница. Поговаривают, что некоторые сундуки относятся к эпохе императора Адриана.

Другой интересный заключённый – граф Калиостро. Он был размещён в роскошной камере, которая была в дальнейшем была переименована в Калиостру. Граф, кстати, пробыл в замке недолго, его выслали в другое место, где он отсидел свой пожизненный срок. Так же в тюрьме находился Джордано Бруно, с ним вы знаете, что произошло. А если не знаете, то скорее прочитайте этот краткий, но информативный пост.

Комната Калиостро. Здесь проводил своё время в заключении граф Калиостро.

Сидел в тюрьме и кардинал Орсини за обвинения в том, что пытался отравить папу Борджиа. Женщины из семьи Орсини предложили папе невероятную сделку, они захотели обменять кардинала на невероятную красивую жемчужину. Известно, что Борджиа был без ума от перламутровых диковин и что его дочка Лукреция владела коллекций из трёх тысяч жемчужин. И, конечно, папа не устоял, только вот вернул кардинала семье… мёртвым.

Потолки в библиотеке замка. Но в зале остался лишь камин. Ни полок ни книг не осталось.

Чаще всего казни проводили за пределами замка, на площади между мостом и замком, но немало случаев было и в тюремных камерах и во внутреннем дворе замка, перед часовней.

Бюст Льва X на капелле Косьмы и Дамиана.

 Что касается статуи ангела на вершине замка, то сначала она была деревянной. Она была очень хрупкой и вскоре её заменили мраморным ангелом, который был разрушен в ходе осады 1379 года. В 1453м году поставили нового мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Этот ангел простоял всего 44 года, пока молния не попала в пороховую бочку поблизости. Очередного ангела заменили новым из позолоченной бронзы, но в 1527 г. его переплавили на пушки. Вместо него поставили марморную статую с бронзовыми крыльями которую мы по сей день видим во внутреннем дворе замка. А вот в 1735 году уже появился на вершине замка бронзовый ангел и стоит там до сих пор.

Мраморный ангел с бронзовыми крыльями.

С вершины замка открывается отличная панорама на Ватикан и Рим. Наверху даже есть скамейки, где можно посидеть полчасика и посмотреть на охровые крыши домов. Места там очень много, можно рассмотреть город с разных сторон. По периметру площадки есть стеклянные барьеры, которые не мешают наслаждаться панорамами.

Вид на Ватикан с замка.
Вид на Рим с замка.

И именно с вершины можно рассмотреть статую на вершине замка. Архангел Михаил запечатлён как раз в тот момент, когда он убирает свой меч в ножны.

На вершине замка ангел стоит с 1735 года.

Мост Святого Ангела построил в 134 году Адриан, чтобы связать Марсово поле и мавзолей. В 1450 году мост не выдержал веса и множество паломников погибло, упав в реку. Мост имеет печальную историю, как и замок. В XVI веке прямо на мосту выставляли тела казнённых, а на площади перед замком проводились публичные казни.

С высоты замка ангелы на мосту кажутся ещё более печальными.

Украшать мост начал Климент VII, а в 1535 году он поместил на мост первые статуи: апостолов Петра и Павла. Джованни Лоренцо Бернини спроектировал новый парапет и установил 10 ангелов, которые держат в руках Орудия Страстей: бич, крест, гвозди, терновый венец.

Оригиналы скульптур перенесены в музеи, а на мосту стоят копии.

В замке есть небольшой музей, где расположена коллекция военных артефактов, ниже прилагаю фотографии с этого места. Некоторые находки очень сильно удивляют.

Невероятной красоты резьба на оружии саксонского мастера XVII века. Здесь можно рассмотреть волка и даже лица!
Так выглядели коробочки для пороха.
Миниатюрка архангела Михаила.
Детали оружия.
Один из экспонатов музея.

Так получилось, что Замок Святого Ангела мы посетили как раз на моё 25летие. Я планировала встретить свой юбилей в Колизее, но почему-то именно в этот день погода была неприлично холодной и мы решили “погреться в замке”. Честно сказать, я не знаю, что было бы лучшим в этот день: гулять по Форуму и Колизею или же пойти в замок. Полностью закрытых помещений почти нет, а сквозняк там невероятно жуткий. На вершине замка находится большая смотровая площадка. В плохую погоду ещё и жуткий ветер обеспечен. Именно с этой площадки открывается потрясающий вид на собор Св. Петра и крыши Рима.

Фресок в замке немного, но они восхитительны! Единороги были популярны не только в 2019, но и в Средние века.

В самом замке почти ничего нет. Только пушечные ядра, несколько катапульт, скромное убранство папских комнат и сундуков в сокровищнице. Но есть и музей, в котором собраны доспехи и оружие. Музей небольшой, но содержит в себе интересные артефакты. Казалось бы, смотреть внутри почти и нечего, но на выходе фотографий столько, что я еле отобрала лучшие. У меня было лучших 250 фотографий, из которых я с трудом отобрала порядка 40.

Гигантская катапульта и ядра для неё на заднем плане.
Пушки и ядра для катапульты.
Идеально круглые ядра вблизи.

Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00193 Roma RM

Стоимость: 14 евро (цена на 2018 год)

Длительность посещения: от 2х часов. У нас посещение заняло полдня.

Особенности посещения: в холодные дни не советую посещать, будет очень холодно! Или одеваться как можно теплее.

Ночью замок божественно подсвечивается со всех сторон и выглядит совсем иначе, чем днём.

SaveSaveSaveSave

SaveSave