Вечный город: от Античности к Ренессансу, часть 2

Третья экскурсия по Риму будет по северной территории Марсового поля.

Третью прогулку можно начать сразу после второго маршрута либо найти самое крупное и нелепое здание Рима — Витториано (Il Vittoriano) и пойти по виа дель Корсо (via del Corso). По пути не так много интересных мест и они раскиданы на довольно большом расстоянии, но их небольшое количество компенсируется красочными улочками, по которым можно петлять бесконечно, даже если в городе вы уже не в первый раз.

Совсем рядом с мраморной ногой (на которой закончился предыдущий маршрут) находится фонтан Факкино (Il Facchino). Статуя, как недавно оказалось, говорящая. Она, как и Пасквино, о котором я писала во втором маршруте, предназначался для пакостных сочинений, высмеивающих папскую власть. Этот «говорящий» мужчина довольно молод, его создали не так давно, в XVI веке. Он представляет собой скульптуру мужчины в кепке и рубашке с бочонком в руках. Однозначно можно сказать, что он по профессии acquarolo, эта роль выдавалась самым низшим рабам. Его работа была очень тяжёлой и заключалась в продаже воды из Тибра, которую набирали в бочонки и несли её в город для продажи.

Побитая временем и людьми фигура продавца воды.

За углом, на виа дель Корсо, находится очень красивая церковь с вогнутым фасадом, Сан-Марчелло-аль-Корсо (San Marcello al Corso). И эта церковь не осталась без легенд. Главная легенда связана с папой Марцеллом I, который занимаясь церковными делами, навлёк на себя гнев императора-язычника Максенция и тот потребовал принести жертву римским богам. Папа римский, конечно же, отказался от этого предложения, за что был отправлен рабом работать на почту. Через какое-то время Марцелла I удалось освободить, но его наказали во второй раз, отправив на работы в конюшни, где он и умер. С тех пор папа Марцелл I является покровителем конюхов.

Труп Колы ди Риенцо, о котором шла речь в первой прогулке, находился в этой церкви три дня.

Петляя по дворам средневековых улиц, легко выйти к зданию биржи. Оно необычно тем, что на его месте когда-то находился храм Божественного Адриана (Il Tempio di Adriano). Это немалых размеров здание на Марсовом поле было построено не самим Адрианом, а его сыном Антонином Пием в 145 году.

Внутренний двор Капитолийских музеев, на фото барельефы из храма.

Известно, что храм имел арочный вход и был украшен плитами с барельефами, изображающими разные мирные эпизоды из жизни Адриана, провинции Рима и военные трофеи. Позже часть этих плит была перенесена в Португальскую арку на виа дель Корсо (арку не ищите, папа Александр VII её снёс, чтобы она не мешала скачкам), а сейчас все найденные барельфы хранятся в Капитолийских музеях. На сегодняшний день от храма сохранилось немного: 11 колонн и стена храма. В XVII веке в античную постройку вдохнули вторую жизнь Карло и Франческо Фонтана. Сохранив руины, они построили здание нынешней биржи.

Колонны храма Божественного Адриана в здании биржи.

По соседству с храмом Божественного Адриана находился ещё один храм, который построил Адриан в честь своей свекрови Салонины Матидии, храм Матидии (Templum Matidiae). О нём нет почти никакой информации, мы знаем только то, что впритык к церкви Санта-Мария-ин-Аквиро (Chiesa di Santa Maria in Aquiro) находятся руины храма, они представляют собой основания великолепно сделанных колонн и лестницы. Найдите пять минут и сядьте на ступеньки, пофантазируйте минуту-другую, как мог выглядеть этот храм и каких колоссальных размеров он был.

По правой стене видны ступеньки былого храма, а по левой — колонны.

Немного отдохнув выйдите на пьяцца ди Монте-Читорио (Piazza di Monte Citorio). Внушительное здание, украшающее площадь спроектировал сам Джованни Лоренцо Бернини, а Карло Фонтана завершил строительство здания, в котором сегодня находится палата депутатов Италии. Говорят, раньше на этом месте находился амфитеатр, сгоревший во времена Нерона, но это лишь предположения. По центру площади стоит обелиск фараона Псамметиха II (VI в. до н.э.), который привёз император Август в Рим в 10 г. до н.э. и сделал гномоном (указателем) солнечных часов на Марсовом поле. В Средневековье обелиск был отреставрирован и перемещён на эту площадь.

Площадь Монте-Читорио, по центру находится обелиск фараона Псамметиха II.

Соседняя площадь называется пьяцца Колонны (Piazza Colonna). В центре площади и впрямь стоит колонна, но названа площадь в честь семьи, которая на протяжении многих поколений жила в этих местах. Подробнее о семье я расскажу в следующем маршруте.

Вид на пьяцца Колонна.

В центре площади находится колонна Марка Аврелия, которую заказал сын императора — Коммод. Она была установлена в конце II века, чтобы придать величия победам императора над племенами германцев и сарматов. Но сегодня мы не можем любоваться фигурой Марка Аврелия, потому что папа Сикст V заменил статую императора на Св. Павла. В Средневековье на колонну даже можно было взобраться, чтобы осмотреть панораму, но сейчас вход на неё закрыт.

Напоминает колонну Траяна? На ней изображены походы императора с 168го по 174й года.

На площади находится с виду скромный палаццо Киджи, здесь работает правительство Италии и здесь же проживает премьер-министр страны. С углового балкона в 1922м году выступал Бенито Муссолини, где произносил свои первые речи. От палаццо Киджи до следующего пункта предстоит 10 минутная прогулка по маленьким уютным улочкам, тут можно побродить самостоятельно или пойти оптимальным путём по моему маршруту до дворца Боргезе.

Пьяццо Колонна. Даже в википедии некорректная информация, будто площадь назвали в честь стоящей колонны.

К реке выходит фасад большого дворца Боргезе (Palazzo Borghese), на первом этаже этого здания находится посольство Испании. Дворец стал знаменитым благодаря кардиналу Боргезе, который обожал коллекционировать древние артефакты и все возможные предметы искусства. Он отремонтировал здание, переделав его под потребности своей семьи. В последствии все экспонаты были перенесены в виллу Боргезе, где находится большой музей. Здание засветилось и в кино, с балкона снимали Ромео и Джульетту (1968г.). Напротив входа в дворец находится фонтан порта Рипетта, он же фонтан Навигаторов. Раньше он имел практическое назначение — он использовался в качестве поилки для вьючных животных, которые использовали для загрузки и разгрузки товара в порту.

Перед дворцом Боргезе находится фонтан Навигаторов.

Буквально через дорогу начинается виа ди Рипетта (Via di Ripetta), которая повторяет древнеримскую дорогу, проложенную в 29м в. до н.э. Если зайти на эту улицу, то между двух церквей легко найти надземный переход, в котором спрятан маленький фонтан Бочка (Fontana della Botticella). Он изображает носильщика вина и его товар. Находится здесь этот фонтан не просто так, ведь через порт Рипетта отправляли очень много вина.

Фонтан Бочка. Сама бочка большая и изображена в нижней части фонтана.

Дальше по улице находится ещё одна церковь, которая называется Сан-Рокко (San Rocco). На правой стене церкви, у самого угла можно увидеть белый столб с делениями и отметками. На нём отмечали уровень воды при разливах Тибра. В 1598м году Тибр побил собственный рекорд, он превысил уровень поверхности на целых 4 метра!

Раньше Тибр имел более широкие берега и довольно часто случались наводнения, белая отметка на здании показывает максимальный уровень подъёма воды.

Дальше по улице Рипетта находятся сразу две древних достопримечательности. По левую руку находится алтарь Мира (Ara Pacis Augustae), построенный Октавианом Августом в честь богини мира в 13 г. до н.э. Алтарь со временем ушёл глубоко под землю и обнаружили его только в XVI веке, а откапывать решили только в прошлом веке. Первые реконструкции проводились под руководством Бенито Муссолини. Из-за хрупкости материала его решено было разместить под стеклянным колпаком. Посмотреть на него может любой желающий, но заплатив около 11 евро. Дороговато, но стены помещения не дают рассмотреть его содержимое.

Так снаружи выглядит Алтарь Мира. К сожалению, внутрь не удалось попасть.

Напротив алтаря находится другое творение Августа — его мавзолей. Здание было круглым, состоящим из цилиндров, облицованных травертином снаружи и засаженный кипарисами на верхнем ярусе, а на вершине стояла бронзовая статуя императора. От входа вёл коридор во внутренние помещения с золотыми урнами для праха императорской семьи. После разграбления Рима вестготами в V веке здание осталось целым, однако все урны были украдены, а прах развеян. В Средние века мавзолей использовался в качестве замка семьи Колонна, потом переходил во владения других семей, был общественным парком и даже цирком, пока в 30х годах XX века Муссолини не приказал его закрыть и вернуть ему статус археологического памятника. У диктатора была особая любовь к творениям Октавиана. Он считал себя вторым Августом и стремился соединить итальянский фашизм с Римской Империей.

Без слёз на мавзолей Августа не взглянешь. Надеюсь, в ближайшие годы его отреставрируют и можно будет его посетить.

Здесь были похоронена семья Августа: племянник Марцелл, мать Атия, лучший друг Агриппа, жена Ливия, императоры Тиберий, Нерон, Клавдий, Калигула, Нерва и много других представителей императорских семей. Сейчас мавзолей находится на долгой реставрации.

Так выглядел мавзолей до начала реставрационных работ.

Дальше по улице взору откроется Римская академия изящных искусств, которую открыли в XVI веке Джироламо Муциано и Федерико Цуккари. Академия обучает трём видам искусства: архитектуре, живописи и скульптуре. Здесь учились самые выдающиеся художники того времени, поэтому академия стала образцом для подобных заведений по всей Европе.

Римская академия изящных искусств, территория перед академией была прозвана «площадью лошадиной подковы» из-за вогнутой формы здания.

Напротив академии находится церковь Санта-Мария-Портэ-Парадизи (Chiesa di Santa Maria Portae Paradisi). Такое сложное название переводится довольно поэтично: «Дева Мария у Райских врат». Достоверно неизвестно, почему её так так назвали, но по предположениям из-за ворот в мавзолей Августа или же из-за рядом располагающегося кладбища. В христианстве раем называли любое место, где могли обрести покой, а значит кладбище было «Райскими вратами».

Мраморный рельеф Мадонны с младенцем, который приписывают Андреа Сансовино.

Выше упомянутое кладбище находится при церкви и госпитале Сан-Джакомо дегли Инкурабили (San Giacomo degli Incurabili). Его построил представитель семьи Колонна в 1349 году. Парой веков позднее папа Лев X изъявил письменное желание восстановить больницу, чтобы отдать её паломникам, неизлечимо больным и беднякам. Больница пришлась как раз кстати тем, что стала принимать больных сифилисом, когда эту «прекрасную» болезнь завезли в Рим.

Госпиталь  работал на протяжении 680 лет, пока его не закрыли в 2008м году.

Совсем рядом находится ангиканская церковь Всех Святых (Chiesa di Ognissanti). Её начали строить англичане Артур Эдмунд и Джордж Эдмунд Стрит, один из создателей неоготики. Архитектор стал первым использовать сочетание красного сиенского кирпича и римского травертина.

Церковь очень выбивается из общего стиля римской архитектуры.

Идя по улице виа дель Бабуино, которая названа в честь античной статуи, находившейся в одном из здешних дворов, заверните на параллельную улицу виа Маргутта. Эта улица стала популярна благодаря фильму «Римские каникулы». Именно здесь жил корреспондент Джо, а если быть точнее, то его квартира располагалась на via Margutta 51. Сейчас этот милый двор обнесён забором, но улицу, по которой разгуливали Одри Хэпбёрн и Грэгори Пэк, закрыть не могут 🙂 Яркая и тихая, да ещё и зелёная улица знаменита не только благодаря фильму. Здесь жили режиссёр Федерико Феллини, актриса Джульетта Мазина, детский писатель Джанни Родари (мы его знаем по Путешествию Голубой Стрелы и Чиполлино). Сейчас на этой улице живут художники, ежегодно тут проходит выставка под названием «100 художников на виа Маргутта».

Знаменитый кадр из фильма «Римские каникулы», вид на дом, где жил Джо.

Если выйти обратно на улицу Бабуина и пройти севернее, глазам откроется площадь, известная по фильму «Ангелы и Демоны», она называется пьяцца дель Пополо или Народная площадь.  Её название восходит к двум теориям. Первая относится к слову «народ», от того и народная площадь. Вторая теория восходит к тополям, которыми была крашена гробница Нерона. До сих пор ходит легенда, будто ночами тут разгуливает призрак самого императора. О площади в двух словах не скажешь, поэтому о ней у меня есть отдельный пост.

Вид на Пьяцца дель Пополо, последней точки нашего маршрута.

На этом месте заканчивается моя третья прогулка. Дальше можно вернуться к форумам или погулять по парку виллы Боргезе.