Пьяцца Навона — самая красивая площадь в Риме

Какую ещё площадь Рима можно назвать самой красивой в городе? Только не забывайте, что площадь Св. Петра, всё-таки, в Ватикане находится 😉

Пьяцца Навона имеет огромную площадь, а по форме вытянута в форме овала. Ничего не напоминает? Если нет, то вот напоминание: статья про Большой Цирк. Но именно это место цирком назвать сложно, это был именно стадион. Здесь не проводились скачки, не было ворот, через которые заезжали на колесницах и не было «спины», разделителя по центру арены, которую оббегали лошади. Поэтому обелиск, который стоит ныне на площади, никогда не был украшением стадиона, его перевезли сюда с цирка Максенция. А здесь всё-таки, смотрели на соревнования спортсменов.

Вид на пьяцца Навона.

Стадион создал император Домициан в 85 г. н.э. и это место могло вмещать 30 тысяч зрителей. Стадион был богато украшен статуями, одна из которых дожила до сегодняшнего дня и сейчас она называется Пасквино, в Средние века это была «говорящая» статуя Рима. Предположительно, Пасквино был копией легендарного героя Менелая, который держит Патрокла, но в том, что осталось от статуи сложно что-либо рассмотреть.

Говорящий Пасквино. До сих пор оставляют множество пасквилей, но они уже не такие едкие и красноречивые, как раньше.
Фасад церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Изначально площадь имела название «in Agone», это название произошло от латинского слова «agonis», что означает «игры». Слово «Навона» — лишь современное звучание латинского слова. Однако, название на тот момент было очень логичным, так как кроме соревнований атлетов здесь ничего больше не показывали. Более того, здесь проводились соревнования и по заплыву! Площадь имела вогнутую форму и древние инженеры позаботились о том, чтобы подвести сюда водопровод и канализацию для слива воды.

Вид на церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне.

В Средние века стадион не простаивал, здесь проходили рыцарские соревнования и карнавалы, а в XIX веке даже проводились скачки. Позднее мешающие здания квартала решено было снести ради преображения площади.

Фасад дворца Памфили.

Современная история площади началась с палаццо Памфили, когда один из представителей семейства стал папой римским Иннокентием X. Более он не мог позволить себе жить в прежнем скромном доме. Дворец должен был показывать величие и иметь большую прилегающую территорию. И в новом красивом дворце на месте древнего стадиона поселилась невестка Иннокентия X, которую звали Донна Олимпия. Она была официальным советником папы, эта властная женщина даже получила прозвище «папесса» за то, что ни одно решение папы не озвучивалось без её одобрения. Народ её жутко не любил, а о её интрижках ходило много слухов и однажды на статуе Пасквино появилась соответствующая запись: «Olim pia, nunc impia«, что с латыни переводится как «Некогда благочестивая, ныне нечестивая». Позже, когда папа умер, поговаривают, она вынесла все драгоценности из дома, а организацию похорон на себя не взяла и никак в этом материально не участвовала.

А вот и палаццо Памфили.

Впритык в дворцу Памфили стоит церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне или церковь Св. Агнессы, которую построили знаменитые архитекторы Джироламо Райнальди и Борромини. Про девушку ходит весьма забавная и жуткая легенда. Агнесса Римская происходила из знаменитой римской семьи, которая приняла христианство. Сын римского префекта Семпрония как мог привлекал к себе внимание, но у девушки были на жизнь другие планы, она хотела принять обет безбрачия. В III веке христиане ещё подвергались гонениям и префект, узнав о проблемах своего сына, поставил Агнессу перед выбором: или она приносит жертву римским богам или идёт в публичный дом. Всё было довольно очевидно и её собирались отвести в публичный дом нагой. Но как только с неё сорвали одежды, она неожиданно вся обросла длинными волосами. На этом чудеса не остановились, в публичном доме все посетители сразу становились слепыми, стоило им зайти в комнату Агнессы. Однажды сын префекта неожиданно погиб и по просьбе отчаявшегося отца девушка молитвами воскресила непутёвого жениха, после чего её прозвали ведьмой и решили сжечь на костре. Костёр не разгорался и солдат убил её мечом. Её похоронили в римских катакомбах, а голову отдали церкви, которую построили на месте публичного дома в XVI веке. Агнессе на момент смерти было около 12 лет.

Фигура Агнессы на церкви.

На площади находятся три фонтана, самый яркий из них — фонтан Четырёх Рек, который построил знаменитый Бернини. За эту работу, как и за все другие крупные заказы велась настоящая борьба мастеров и Бернини, чтобы выиграть конкурс, подарил Донне Олимпии полутораметровую серебряную модель фонтана. Фонтан представляет собой четырёх речных богов, а над ними возвышается обелиск, увенчанный гербом семьи Памфили, для которых и выполнялся заказ. Реки символизируют четыре континента, по которым распространилась папская власть: Нил (Африка), Дунай (Европа), Ганг (Азия) и Рио-де-ла-Плата (Америка). Ганг изображён с веслом, так как река являлась судоходной, голова Нила задрапирована куском ткани, так как никто точно не знал, где находится источник реки. Дунай касается герба папы, так как эта река ближе всех находится к Риму, а Рио-де-ла-Плата сидит на горе монет, символе богатства, но при этом сам бог изображён напуганным, боясь, что деньги могут быть потеряны.

Дети сюда приходят проходить квесты или они так учат историю 🙂

Существует ещё легенда, что бог Рио-де-ла-Плата выставил в ужасе руку при виде церкви Сант-Аньезе, потому что боится, что на него обрушится этот фасад. А Нил предпочёл закрыть лицо, чтобы не видеть этого кошмара. Всё дело в том, что Бернини, который создал фонтан, и Борромини, который работал над церковью, были злейшими врагами и самыми ярыми конкурентами, но по факту это не больше, чем легенда. Фонтан был готов за несколько лет до того, как Борромини приступил к церкви.

Бог реки Рио-да-ла-Плата переживает, что на него упадёт фасад церкви.

Обелиск на фонтане связан с императором Домицианом. Считается, что он был сделан по заказу императора и иероглифы были нанесены в Риме, в них речь шла о гимне Домициана и об обожествлении императоров Тита и Веспасиана. В IV веке обелиск перетащили в цирк Максенция на Аппиеву дорогу, а спустя несколько столетий он переместился на Пьяцца Навона.

Так выглядит фонтан Четырёх Рек целиком. Этот фонтан упоминается в книге Дэна Брауна «Ангелы и Демоны».

Фонтан Мавра представляет собой фигуру мужчины, стоящего в большой раковине и борющегося с дельфином в окружении четырёх тритонов. Его сделал знаменитый архитектор Джакомо делла Порта, но без мавра. Мужскую фигуру в последствии добавил Бернини.

Фонтан Мавра. Общественные фонтаны выполняли в жизни Рима очень важную роль: они были источником питьевой воды и являлись памятниками папства.

Фонтан Нептуна тоже начал делать Джакомо делла Порта. Только он сделал бассейн и… на этом всё. Ещё 300 лет этот фонтан простоял без скульптур. В XIX веке, когда фонтаны утратили свою основную роль источника питьевой воды, решено было украсить его. За работу взялся Антонио делла Битта, он добавил статую Нептуна, который сражается с осьминогом.

Фонтан с Нептуном.

В особо жаркие дни сливы фонтанов перекрывали и площадь превращалась в большой бассейн, где плескались дети и освежались взрослые. Папа Пий IX прекратил эту традицию, убрав углубление в площади тротуаром.

Так выглядела площадь, заполненная водой.

Помимо таких развлечений на этой площади проводились публичные казни, скачки, а в остальные дни здесь был рынок. В наше время на площади проводятся рождественские ярмарки.

Напротив палаццо Памфили находится церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре.

Адрес: Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия

Стоимость: бесплатно

Длительность посещения: от 30 минут до 1 часа

Особенности посещения: очень много туристов, лучше приходить пораньше. Если хотите посмотреть на голову Агнессы, то заранее посмотрите время работы церкви

Обычаи посещения: 1. Здесь все едят мороженое, не отказывайтесь и вы, но если не знаете, какое взять, то зайдите в Quinto gelateria (Via di Tor Millina, 15), лично мне там очень понравилось. 2. Выходите на Piazza di Tor Sanguigna и найдите руины стадиона Домициана в подвале здания. 3. Встаньте за спину бога Рио-де-ла-Плата и посмотрите, как «падает» на вас церковь.

Вид на Пьяцца Навона.