Колоссальное сооружение в исторической части Рима, огромный амфитеатр, символ города и страны. На этот раз речь пойдёт о том самом Колизее.
«Quamdiu stabit Colyseus stabit et Roma;
cum cadet Colyseus cadet et Roma;
cum cadet Roma cadet et mundus»«Пока существует Колизей, Рим также будет существовать;
когда упадет Колизей, Рим тоже упадет;
когда рухнет Рим, упадет и мир»Пророчество Беды Досточтимого, VIII век.
Говоря о Колизее, хочется вспомнить сначала, что было на его месте. Именно здесь располагался шикарный Золотой дом Нерона. После большого пожара 64го года, который был учинён самим Нероном (по версии римлян и некоторых учёных) и который снёс немало домов, очень быстро возвели грандиозный дворец площадью в 250 гектаров. Вокруг дворца цвели сады, рощи, здесь обитали дикие звери, тут даже было выкопано искусственное озеро! У входа стояла 37-метровая статуя самого Нерона, а купол дворца был покрыт золотом.
Про сам дворец ходило много легенд, говорят, здесь было около 300 комнат, потолок в залах вращался подобно небесным сферам и на гостей падали лепестки цветов. Один из куполов дворца имел дыру в потолке, которую называли «око». Считается, что именно оно послужило примером для строительства знаменитого Пантеона.
После самоубийства Нерона его преемники пытались уничтожить любое напоминание об этом зверском императоре. Правда, некоторые руины дворца всё-таки сохранились. В более позднее время поверх дворца построили многочисленные многоквартирные дома «инсулы». Они «потопили» в болотистой почве комнаты дворца и благодаря этому часть дворца в законсервированном виде простояла до наших дней. Его можно посетить с экскурсоводом-инструктором, который следит за безопасностью, так как вероятность обвала двухтысячелетних стен очень велика. Искусственное озеро же осушили, залили бетоном. Как вы поняли, на этом месте и возвели Колизей. Он так хорошо и сохранился до наших дней, потому что под ним был 30 метровый слой бетона.
Вот так Веспасиан вернул народу его территорию, которую жестоко отобрал Нерон. Да не просто вернул, а сделал целый амфитеатр для развлекательных целей. Кстати, закончить такую серьёзную постройку император не успел, строительство завершил уже его сын, Тит. Открытие амфитеатра сопровождалось 100-дневными играми, которые заключались в травле зверей. Историк Дион Кассий говорил, что за это время было убито 9000 диких животных.
Иногда, для разнообразия, арену заполняли водой и здесь разыгрывались морские сражения, которые назывались «навмахии». На территорию Колизея доставляли целые корабли, а в качестве «моряков» использовались рабы и заключённые. Считалось, что те, кто смогут победить в бою, получат свободу. С этим видом мероприятия связан один забавный миф. В нашем современном мире есть интересная крылатая фраза «Ave, Caesar, morituri te salutant», которая переводится как “Славься, цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя”. Считается, что так гладиаторы всегда приветствовали императора, но доказательств этому нет. Сохранилось лишь одно письменное упоминание, в котором рассказывается о том, как император Клавдий, который не любил кровавые зрелища, всё-таки был вынужден ради лояльности народа сделать представление и выбрал навмахии. Заключённые, которые выходили на сцену, крикнули Клавдию ту самую фразу, на что Клавдий ответил «А, может, и нет». «Актёры» морских представлений бросились на колени, подумав, что император их сейчас пощадит и отпустит. Императору сделалось неловко, ему и без того было тошно от предстоящего кровавого месива, он спустился на сцену к людям и пояснил, что он имел в виду, что самые шустрые и прыткие в теории могут выжить… А популярной эта фраза стала благодаря роману «Камо Грядеши» Генрика Сенкевича, он отлично вписал её в сюжет своей книги.
Годами позже появился подвал с клетками для диких животных и проходов на арену. Инженеры того времени сделали особые подъёмы и на арене одновременно могло появиться 50 медведей или 100 львов. С появлением таких необычных механизмов с водными боями пришлось покончить. Одновременно с инженерными решениями были построены другие служебные постройки: Ludi — казармы и тренировочные места, Classis Misenensis — казармы для моряков, которые могли бы шустро работать с веларием, о котором речь будет ниже, так же были Summum Choragium, где хранились все машины и аппараты, а ещё атрибутика для проведения игр. Отдельно был ещё построен Sanatorium для лечения раненых и Spoliarum, который был связан с ареной «воротами смерти», туда утаскивали тела погибших, но что именно там с ними делали — неизвестно, ни один историк не задокументировал этого.
Животные, как можно было представить, истреблялись на глазах. Их искали по всей Империи, а некоторые виды после многочисленных представлений вовсе вымирали. Но не стоит думать, что все были дикими фанатами кровавой бойни, периодически зрители не выдерживали и вопили с просьбами прекратить это, но, в целом, большинству всё нравилось.
Бойня зверей хоть и была древним людям интересна, а им всё равно подавай хлеба и зрелищ. Именно в это время появилась такая профессия, как гладиатор. Вы представляете себе Рассела Кроу из известного хорошего фильма, а по факту гладиаторами часто были рабы, преступники, военнопленные, должники. Были, безусловно, и такие, как вышеупомянутый актёр. Этих людей с детства обучали в спартанских условиях и те, кто выживали, были невероятно сильными бойцами и местными звёздами.
Такие гладиаторы получали очень много денег и, конечно же, славу и женщин. Звучит смешно, но самый ужасный кошмар типичного римлянина — когда его ребёнок подозрительно похож на знаменитого гладиатора…
Вообще, гладиаторы делились на типы, причём типов этих было очень много. Отличались они оружием и тактиками, которыми умел управляться конкретный боец. Самыми популярными были бестиарии (bestiarii), которые работали с животными. К ним относились как профессиональные укротители диких животных, так и приговорённые к казни. Не менее знаменитыми были андабаты (andabatae), которые выступали с завязанными глазами и одним мечом. Они сражались с другими андабатами или даже… с пустым сундуком. Всё это делалось ради потехи публики, а в качестве несчастного выступал какой-нибудь преступник. Были отдельно эквиты (equite) — всадники и даже имитации различных враждующих народов: фракийцы, галлы. Всего учёные насчитали около 30 видов гладиаторов.
Вопреки всем предрассудкам, гладиаторами были не только мужчины, но и женщины. Они также активно тренировались, но только на индивидуальных занятиях, а не в гладиаторских школах. И по правилам боёв они выходили биться против животных или других женщин. Безусловно, количество женщин в этой профессии было в разы меньше, чем мужчин.
Наиболее интересен тот факт, что бой был не просто боем. Это было целое представление и главная задача гладиатора была сделать шоу как можно более интересным, а не убить своего противника. Бойцы одевались в разные костюмы (насколько это позволяла униформа гладиатора) и делали всё, чтобы развеселить публику. В Колизее даже проводились настоящие театральные представления, основанные на классической мифологии.
Считается, что за всё время на арене было убито около полумиллиона человек. Кстати, гладиатор сам по себе не имел права убить соперника. Он должен был его побороть и ждал приказа императора. Тот жестом показывал, убить противника или помиловать. Победа приносила невероятные деньги и славу, а порой даже — свободу. Но многие освобождённые всё равно возвращались на арену по собственной воле.
Говоря о жестах императора, хотелось бы отметить, что жест «большой палец вниз» на самом деле означал «опустить мечи», а проще говоря, прекратить сражение. Это фильмы нам уже привили неправильное значение жеста. Да и император далеко не всегда лично принимал решение. Часто вердикт выносила толпа, а на сцену выходил арбитр и смотрел, в каком состоянии поверженный гладиатор. Если раны мелкие, то предлагалось оставить его в живых, а если его уже не спасти, то… поднимали большой палец вверх и это означало «вонзить меч гладиатору в сердце», тем самым закончив его мучения.
Колизей уцелел примерно наполовину. Он достигал в высоту 50 метров и даже в случае дождя и палящего солнца, натягивался специальный тент, «велариум», чтобы уберечь зрителей от непогоды. На гладиаторов всё равно лил дождь или их беспощадно палило солнце, поэтому бои не могли длиться дольше 10 минут.
Вход на игры был бесплатным, но действовал дресс-код. Даже простолюдинам нужно было носить тогу, чтобы зайти на этот, по нашим меркам, стадион. Места были тоже строго распределены: в центре подиума сидел сам император, места вокруг предназначались для сенаторов и представителей суда. Дальше от арены сидели военные и гражданские. Здесь уже были специальные места для пар, для юношей и их наставников, для семей и их прислуги и, даже, отдельно для женщин.
Император Константин и его преемники пытались прекратить эту ужасную традицию проведения игр, но народ был строго против. Позже, в начале V века, монах Телемах ворвался на арену, встал между гладиаторами и стал призывать людей прекратить эти кровавые представления. За такие возгласы толпа закидала его камнями. Считается, что этот день стал переломным и играм положили конец.
Здесь были не только игры, но и проводились общественные казни. Только вот казнить предпочитали не как на городских площадях, где применялась помощь палачей, а с помощью диких животных. Зачем платить палачу, если в клетке простаивает лев? И зрелищно и нет лишних трат, да и льва кормить не надо.
В конце XVI века строитель Ренессанса, папа Сикст V, решил сделать на месте Колизея шерстяную фабрику с мастерскими на арене и жилыми помещениями на верхних этажах. Но стоимость проекта была столь огромна, что его забросили после смерти папы в 1590м году.
Дальнейшая судьба амфитеатра достаточно печальна. В средние века его использовали, как кладбище, жильё, мастерские, крепость и как каменоломню! Сложно и даже больно представить, но многие знаменитые церкви и соборы средневекового Рима были построены из блоков Колизея. Большой отпечаток наложили и два землятресения, которые достаточно сильно разрушили здание.
За Колизеем стали следить после того, как папа Бенедикт XIV в 1740х годах сделал это место святым в связи с тем, как много крови христиан здесь было пролито. В эти годы на амфитеатре появился крест и упоминания о жертвах игр. Последующие папы пытались как-то реконструировать здание и укрепить его от дальнейших разрушений.
Сейчас Колизеем занимаются уже учёные. Колизей продолжает разрушаться от дождей, от вибрации городского транспорта и выхлопных газов. В планах восстановленные элементы покрыть водонепроницаемым материалом и восстановить арену. Сейчас в нём насчитывается около 3,000 трещин, которые, я надеюсь, залатают в ближайшем будущем.
Самое интересное место амфитеатра, которым занимается множество историков, инженеров и археологов — это лабиринты под ареной и древние инженерные решения, от которых за столько веков остались лишь зарубки и дырки на стенах и полу. По ним стараются восстановить былые механизмы.
Само слово Колизей пришло к нам в VIII веке. До этого момента место называлось амфитеатром Флавиевым. Непонятно, откуда взялось слово «Колизей», но оно произошло от слова colosseo, что означает колоссальный, а также напоминает нам о колоссе Нерона, который где-то недалеко возвышался над местностью.
Есть ещё предположение, что слово Колизей произошло от колдунов, которые в Средние века нашли своё пристанище в развалинах амфитеатра. У всех, желающих войти, они спрашивали: «Colis Eum?». Это означало: «Любишь ли ты его?» (имелось ввиду дьявола). Правильный ответ был «Eco Colo».
Амфитеатр строился в 75-80 годах. Это значит, что Юлий Цезарь, Цицерон, Нерон и много других знаменитых римлян никогда его не видели и, уж тем более, не посещали. Но не Колизеем единым. В Риме было 4, пускай и не таких больших театра, из которых сохранился лишь один — театр Марцелла.
Но люди не так просто не вспоминают те четыре театра. Потому что размеры Колизея действительно были на тот момент просто колоссальными. Здание сделано в виде эллипса и его длина составляет 188 и 156 метров, а на трибунах помещалось около 60 тысяч человек!
Амфитеатр Флавиев и по сей день является самым большим амфитеатром в мире. Марциалл, римский поэт, написал сборник эпиграмм по поводу торжественного открытия амфитеатра. Он сравнил Колизей с семью чудесами света:
«Taccia la barbara Menfi il prodigio delle piramidi, né il lavoro degli Assiri esalti più Babilonia; né siano celebrati gli effeminati Ioni per il tempio di Diana; l’altare dei molteplici corni faccia dimenticare Delo; né i Cari portino più alle stelle, con lodi sperticate, il Mausoleo proteso nel vuoto. Ogni opera cede dinanzi all’Anfiteatro dei Cesari, la fama parlerà ormai d’una sola opera al posto di tutte»
Marziale, Liber de spectaculis, 1-7-8
«О чудесах пирамид Мемфис пусть варварский смолкнет,
И ассирийским трудом не возносись, Вавилон;
Тривии храмом пускай ионийцы средь нас не кичатся,
И алтарем из рогов больше не чванься, Делос;
В воздухе средь пустоты мавзолеев висящих карийцы
Пусть безмерной хвалой не превозносят до звезд.
Всякий смиряется труд пред цезарским амфитеатром,
Слава созданье одно пусть поминает за все.»Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
Коротко по строчкам, заодно вспомним чудеса света: Мемфис — это древняя столица Египта, рядом с которой находились пирамиды Гизы. В Вавилоне находились висячие сады Семирамиды. Тривия, она же Диана, она же Артемида, а речь идёт о храме Артемиды в Эфесе. Делос — остров в Эгейском море, где был храм Аполлона. В Карии был построен Галикарнасский мавзолей. А цезарский амфитеатр не значит, что его строил сам Гай Юлий Цезарь, цезарями называли всех императоров.
Может, наши современники прочитали труды Марциалла, а, может, просто так решили проголосовать, но он официально внесён в список Новых семи чудес света. Несмотря на то, что Колизей сильно разрушен, а ещё сильнее отреставрирован, он по сей день является символом Италии, Рима и Римской Империи.
От себя могу сказать, что посмотреть со стороны на Колизей нужно каждому, кто посещает Рим. Не увидеть его своими глазами будет большым упущением. Посещение амфитеатра, конечно, не для каждого и зависит вашей любви к развалинам и размаха вашей фантазии.
Многие разочаровываются после посещения Колизея, потому что он представляет из себя просто развалины. Приходится сильно вникать в историю, чтобы представить, что именно тут происходило. Здесь нет никаких статуй, рельефов, картинок на стенах, а на фоне других достопримечательностей города он выглядит просто заброшенным стадионом. Но сюда идут не за зрелищем зрелища давно закончились, сюда идут за историей и за этим духом, который с каждым годом всё сложнее уловить.
Официальный сайт: https://www.coopculture.it/en/colosseo-e-shop.cfm
Стоимость билета: 12 евро (на 2019 год)
Время посещения: 0,5-2 часа
Особенности посещения:
- В сезон днём будет очень много людей, поэтому лучше приходить пораньше.
- Если не хотите стоять огромную очередь, то воспользуйтесь Roma Pass.
- Обязательно встаньте на арену и почувствуйте себя на месте гладиатора.
Колизей не является чем-то необычайно уникальным. Он действительно является самым большим амфитеатром Римской Империи, но у этого места была шикарная рекламная кампания ещё в древние времена. Иначе как ещё можно объяснить, что все школьники слышали про Колизей, но не думали о том, что таких театров и амфитеатров в мире было очень много? Причём, часть из них них сохранилась и по сей день.
Здесь будут располагаться ссылки на мои статьи о других амфитеатрах и театрах: