Самая неформальная церковь на моей памяти, потому что она по факту из себя представляет древний храм, взглянув на который вы бы сказали, что он вполне себе языческий. И это правда, благодаря свой маскировке церковь сумела простоять на этом месте столько столетий.
После посещения Миры мы поехали к церкви Св. Николая. Везде видела, что якобы церковь находится близко от Миры и это правда, но не пешком, так как идти там километра два. Если бы мы никуда не спешили, конечно, можно было бы погулять, но не в нашем случае. Мы припарковались на улочке в Демре и пошли по пешеходной аллее к церкви. Что нас удивило, так это то, что церковь на приличном расстоянии окружена забором и на входе не просто билетёр и один охранник-смотритель, а прямо группа охранников и ещё арка-металлоискатель. Видимо, охраняют святыню от вандалов.
Здание церкви находится в довольно плачевном состоянии, поэтому над ним построили крышу, чтобы сохранить его от разрушения. На территории при нас велись то ли раскопки то ли реставрация, но работники уже разошлись по домам. Нам в очередной раз повезло и в церкви кроме нас четверых не было вообще никого. В этом музее есть аудиогид, но он стоил каких-то невероятных денег и мы решили не брать его, а почитать ту информацию, что я подготовила перед поездкой.
Святой Николай, он же Николай Чудотворец, является очень популярным религиозным персонажем в христианстве. Особенную популярность он обрёл в России, но мало кто задумывался, что именно этот святой дал начало персонажу Санта-Клаусу. У нас он известен как чудотворец, на Востоке он покровитель путешественников, заключённых и сирот, на Западе же он покровительствует всем слоям общества, но преимущественно морякам и детям.
Николай родился примерно в 270 г. н.э. в городе Патара, руины которого сохранились на территории современной Турции по сей день. До нас дошла информация, что он с детства был верующим христианином. Как это возможно, когда он родился в Римской Империи? На самом деле к концу III века, несмотря на гонения христиан, новая религия уже активно распространялось и родился будущий святой не в семье язычников, а в семье состоятельных христиан. Благодаря своему дяде Николай довольно рано стал чтецом, потом священником и после решено было отправить его на обучение в Ксанф и сделать его епископом Миры. Столь быстрый карьерный рост был возможен в те годы, сейчас, конечно, так просто епископом стать нельзя. Новый епископ так рьяно пытался истребить язычество, что ему даже приписывают разрушение самого прекрасного храма здешних земель, храма Артемиды.
Покровителем моряков Св. Николай стал после посещения в Александрию и обратно, в дороге туда и обратно он спас моряков, один из них якобы в шторм упал с корабельной оснастки и разбился насмерть, а Николай его воскресил. Со вторым моряком на обратном пути тоже случилась беда и его опять спас епископ Миры. А вот с Рождеством и подарками его связали благодаря истории о том, как он помог трём девушкам выйти замуж. Одному мужчине было никак не выдать дочерей замуж, потому что у него не было денег на приданое. Прокормить такую большую семью он уже тоже не мог, поэтому встал вопрос отправить девушек заниматься проституцией и приносить доход в семью. Когда Николай об этом узнал, то решил помочь. Будучи скромным по натуре, он ночью в окно их дома подбросил мешочек с золотом. Отец семейства дико обрадовался и сумел выдать замуж одну свою дочь. Потом добрый Николай повторил этот трюк и выдали вторую девушку замуж. У семьи были догадки, кто это делал, поэтому в третий раз отец девушек сидел и караулил под окном. Услышав звон монет, он выскочил на улицу и увидел епископа. Он бросился ему в ноги с благодарностями, на что Николай попросил их денежный секрет держать в тайне. Но, как вы поняли, тайны не получилось. Более того, историю даже украсили тем нюансом, что на ночь у камина были развешены носки и чулки для сушки и Николай попал монетным мешочком аккурат в один из носков. Как вы понимаете, это связано с традицией в Европе прятать подарки в носки, висящие на камине.
Первая церковь Св. Николая была построена в IV веке, после смерти святого. А текущее современное здание было построено уже примерно в VIII веке. В 1862 году российский император Николай I приобрёл здание и собирался его отреставрировать, но работы не были завершены. В 1923 году церковь и вовсе забросили в связи с тем, что здешние христиане переехали в Грецию по программе обмена населением. Раскопки на территории стали проводить спустя 40 лет. Вы спросите, как так получилось, что церковь простояла столько столетий среди язычников и арабов? А всё дело в её общем виде, который напоминает языческий храм, изображения крестов в ней спрятаны по углам и высечены на колоннах (которые взяты из разрушенного храма Артемиды) с обратной стороны от посетителя церкви.
В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миру с определённой целью, он собирался разграбить гробницу святителя Николая. На самом деле непонятно, что он там собирался грабить, так как известно, что святой жил довольно скромно и очевидно, что он не был погребён в золоте и шелках. Всё-таки, Хумейд добрался до Миры, но ошибся и взломал другую гробницу. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты. Вот вам и гнев святого.
Наверное, вам интересно узнать, что же случилось с теми самыми мощами. Жители итальянского города Бари решились на коварный план по похищению мощей Св. Николая, чтобы перевезти их в свой город и вернуть ему потерянную значимость религиозного центра. Не то чтобы они ощущали, что они что-то ВОРУЮТ, они же понимали, что на территории города давно уже живут турки и таким образом они лишь спасут реликвию. В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в турецкий город Антиохию. И те и другие планировали на обратном пути забрать мощи епископа Миры, но барийцы оказались смышлёнее и опередили венецианцев. В разведку отправили двух мужчин, которые, вернувшись, сообщили, что в городе спокойно, а в церкви только четверо монахов. Получив такие отличные вести, 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.
Монахи, которые сторожили святыню, не подозревая ничего плохого, указали купцам на помост, под которым была скрыта гробница святого. Один из монахов рассказал барийцам о видении одному старцу, в нём святитель Николай просил бережнее хранить его мощи. Конечно, барийцы не ощущали себя вандалами, они посчитали, что речь как раз об их намерении забрать мощи. Наивные, они высказали свои мысли монахам и предложили 300 монет. Монахи разгневались, от денег отказались и хотели было предупредить жителей города о надвигающейся угрозе, но итальянцы были при оружии и довольно сильными, они связали монахов, на вход поставили охрану из нескольких человек и взялись за дело.
Барийцы разбили церковный помост и увидели, что саркофаг наполнен миром, благоухающим маслом. Пресвитеры из Бари Лупп и Дрого прочитали молитву и юноша Матфей начал извлекать мощи. Это произошло 20 апреля 1087 года. У мужчин не было с собой ковчега под мощи, поэтому пресвитер Дрого завернул мощи в свою верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть и народ побежал к берегу, но было уже поздно… 9 мая корабли подошли к Бари и радостная весть облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия лично решил судьбу реликвии и стал её хранителем. Мощи торжественно перенесли в церковь Cвятого Стефана. Через год Илией была построена церковь Св. Николая, которую освятил папа Урбан II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи чудотворца.
Барийцы забрали большую часть мощей, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители и перепрятали оставшиеся мощи, в 1099—1101 годах благодаря пыткам было выяснено их местонахождение и пронырливые венецианцы доставили их к себе домой. В Венеции на острове Лидо была построена церковь Св. Николая. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету.
Я небольшой любитель посещать церкви, так как находиться мне в них чаще всего некомфортно. Это же место потрясающее, оно ярко освещается дневным светом, на полу находится красивая средневековая мозаика, тут чувствуется величие и простор, а в одиночестве ощущается потрясающая свобода. Уверена, что если бы здесь были посетители, то впечатления были бы однозначно испорченными. И дело даже не в наличии людей, а в цели посещения, в основном сюда идут к пустому саркофагу, где тысячу лет назад лежали останки святого. Мы же сюда пришли за возможностью перенестись в прошлое и прочувствовать атмосферу древних времён.
Адрес: Merkez Mahallesi, 07570 Demre (Kale)/Demre/Antalya, Турция
Время работы: летом с 8:00 до 20:00, зимой с 8:30 до 17:30
Стоимость на 2021 год: 70 TL, работает музейная карта
Длительность посещения: от 30 минут до 1,5 часов, если у вас есть желание рассмотреть каждый камешек
Особенности посещения: сюда приходит огромное количество верующих, автобусы привозят русских туристов со всех южных курортов Турции. Чтобы избежать толпы в столь небольшом здании, советую приходить к самому открытию или за час до закрытия церкви
Обычаи посещения: люди просят всяко-разное около саркофага Св. Николая. А если вы, как и я, сами творец своей судьбы, то ни о чём не просите и наслаждайтесь необычной архитектурой 🙂