В центре Палатинского холма есть трёхэтажное современное белое здание. Его построили в 1868 году для монастыря, но сейчас там располагается Палатинский музей.
На самом деле мне сложно понять тех людей, которые говорят, что история скучная. Я всегда ненавидела уроки истории, но обожала историю как таковую. Поэтому, все подобные походы по музеям для меня — как исполнение мечты. Каждый раз. Именно по этой причине для маленького музея я выделила целый пост. Надеюсь, что вам тоже понравится.
Посреди Палатина находится маленькое здание. В 30е годы прошлого века археолог Альфонсо Бартоли устроил на первом этаже здания музей, где выставлялись находки с холма. Сейчас туристам доступны два этажа, вход в музей бесплатный.
Правильнее назвать это не музеем, а Палатинским антиквариумом, здесь находятся скульптуры, фрагменты фресок и археологические материалы, найденные на холме.
Изначально, до появления этого места все находки отдавались Национальному музею Рима. И Бартоли боролся за то, чтобы всё было перемещено в открытый им музей. Между музеями вспыхнул конфликт, так как Национальный музей отдавать ничего не хотел. В конечном итоге, министерство образования приняло решение оставить большую часть экспонатов в Национальном музее, мотивируя это тем, что на Палатин и Римский Форум ходят за тем, чтобы посмотреть на развалины, а не на находки. Поэтому, приоритет пал на большой музей Рима.
Позже, по закону 1981 года об археологическом наследии Рима, решено перенести все скульптуры в антиквариум. Тогда же была проведена работа над самим музеем, чтобы он выглядел не как коллекция безумного археолога, а как приличное место и понятное туристу.
Здание состоит из двух этажей, каждый из которых состоит из 4х залов. Первый этаж посвящён Палатину от его истоков до республиканской эпохи, а второй этаж посвящен работам императорской эпохи.
В залах I-III первого этажа находятся каменные предметы, которые свидетельствуют о том, что люди на Палатине жили уже во времена среднего палеолита или, привычнее нам, — каменного века (в годах это примерно: 300 тыс — 30 тыс годы до н.э.).
На этих же местах были найдены останки хижин, в которых жило местное поселение в VIII в. до н.э. Из утвари были найдены горшки и различная посуда.
В IV зале самое интересное — это остатки фрескок, которые, предположительно, были посвящены богу Аполлону. Здесь же располагаются останки статуй и антефиксов (терракотовые маски), найденные в храмах Палатина.
На втором этаже в V зале находится одна из самых интересных находок всего музея — фреска Аполлона, играющего на лире. У него на голове лавровый венок, а сам бог сидит на троне. Присмотритесь на фото и вы увидите узорчатый омфал.
Омфал — это такой культовый объект, который считался Пупом Земли. Такой вот забавный камень, который был посвящён богу Аполлону и хранился в его храме. Вот такие отголоски греческой мифологии.
В этом же зале находится статуя Гермеса скульпторов Лисиппо и Поликлето, но голова его принадлежит кому-то из рода Юлиев-Клавдиев.
В VI зале находятся картины и украшения из «поштучной мозаики», собранные с дома Флавиев.
Залы VII и VIII показывают нам скульптуры Нерона, Агриппины Мл., Антонина Пия, Адриана и Маркуса Аврелия. Знакомо чьё-нибудь из имён?
IX зал наполнен скульптурами, которые представляют собой римские копии греческих статуй из императорских дворцов Палатина.
Также в музее есть комнаты, где можно посмотреть образовательные видео, а в первых залах расположены всевозможные реконструкции и изображения, как выглядел Палатин в разные времена.
Музей однозначно стоит посетить. Время посещения от получаса до часа, зависит от того, насколько заинтересует тот или иной объект. Все экспонаты подписаны и доступны в понимании. Некоторые скульптуры настолько хорошо сохранились, что даже сложно поверить в то, что это было сделано руками людей, которые жили две тысячи лет назад. Когда смотришь на такие вещи, то понимаешь, насколько мы разные. С одной стороны, технологии наших лет просто не сопоставимы с Древним Римом, а с другой — в Риме в те годы практически отсутствовала безграмотность, скульпторы в 10-15 лет уже могли делать такие реалистичные шедевры, создавать сюжетные рельефы на зданиях и рисовать фрески. А когда смотришь на Форум, то понимаешь, что архитекторы и строители явно не просто так получали свои деньги. Временами кажется, что происходящее было будто бы на другой планете и, возможно, лет через 100-200 этот контраст будет ещё сильнее.
Можно не интересоваться историей Древнего Рима, но не восхищаться её нельзя.