Выставка: Катар между морем и пустыней, искусство и наследие

В Российском Этнографическом музее проходит выставка, посвящённая истории Катара. Отличный повод посетить Катар XX века, не выезжая из России. Даты проведения выставки: 05.06.21-22.08.21

Седло для верблюда, Катар, XX век (дерево, кожа, шёлк, шерсть, хлопок, металл). Название данного седла howdaj переводится как “кровать, которую несут верблюды”. В катаре оно также известно, как meghbat и использовалось женщинами во время путешествий. Привезено из Национального музея Катара.

Всего на выставке представлено около 200 экспонатов, которые не являются случайными привезёнными предметами. Организаторы выставки поработали как следует: вы окунётесь в культуру Катара и ознакомитесь с природными и культурными характеристиками, вплоть до быта людей. Выставка поделена на разделы: Al Bait (Дом), Sahra (Пустыня), Al Bahr (Море) и Al Majlis (Маджлис). Выставка дополнена фотографиями, которые облегчают работу воображению и помогают окунуться в историю и культуру страны.

Кинжал, Йемен , XIX век (серебро, кожа, бронза, деревянная рукоять). Богато декорированный кинжал janbiyya носили на текстильном поясе, обёрнутом вокруг талии. Привезён из Музея шейха Фейсала.

Экспонаты датируются XVII-XX веками, но большинство всё-таки относится к XX-му. Выставка получила своё название от образа жизни катарцев, который был присущ народу до 1930-х годов, когда в стране случился нефтяной бум. До продажи нефти люди жили за счёт сезонной экономической деятельности, которая была связана с пустыней и морем.

Ковёр, Кашан (Иран), 1798 год (шерсть) В данном образце, выполненном в технике плетения “сене”, использован типичный французский дизайн. Основную поверхность ковра, согласно канону, заполнял каскад красочных цветов в соответствии с вертикальной геометрией, основанной на линиях. Этот изысканны дизайн был очень популярен среди иранских ковроделов, так как напоминал европейский декор. В верхней части ковра выделяется авторская подпись на фарси: Nir Al Dawla. Привезён из Музея шейха Фейсала.

Раздел про Море рассказывает о добычи жемчуга, рабочий сезон называли «Великое погружение» и длился он с мая по сентябрь, когда вода была тёплой. Доход с добычи драгоценного перламутра был основным доходом катарских семей. Но не нефть способствовала сокращению промышленности, в этом оказалась виновата Япония, которая стала делать более дешёвый культивированный жемчуг. Сейчас же добыча жемчуга — скорее традиция местных фестивалей, нежели серьёзный промысел.

В разделе, посвящённому морю можно найти и фотографии ныряльщиков.
Инструменты для работы с жемчугом: весы, сито для отсеивания жемчужин определённого размера.
И крупный роскошный катарский жемчуг.

Теперь перейдём к загадочному слову Маджлис. В Катаре семья играет важное значение и в одном доме могут жить два или даже три поколения семьи. На выставке от дома представлен макет дома, в который даже можно зайти и посмотреть видеоролики о жизни в Катаре, а среди бытовых экспонатов можно найти кофейники (dallah), наборы чайной посуды, кальяны, классические ковры. Кухня и гостиная по правилам служат всей семье, но маджлис — это неотъемлемая часть катарского дома, где мужчины и женщины осуществляют раздельную деятельность, он находится недалеко от входа и часто выполняет функцию гостиной, где собираются гости, там им подают кофе (qahwa) и финики. Маджлис является не просто помещением, он выражает «групповой дух» катарской семьи и общины, является пространством мудрости и щедрости, здесь можно и поболтать о жизни, поиграть в настольные игры, пофилософствовать и просто хорошо провести время.

А это метровый кофейник. Гостеприимство в Катаре тесно связано с кофе. В таком большом кофейнике действительно готовили кофе в огромной печи, а использовали его в качестве термоса, из которого разливали кофе в литровые кофейники. Такого объёма хватало на 300 чашек кофе.

Самая объёмная в плане размеров часть экспонатов — это ковры. Они до сих пор являются неотъемлемой частью дома, их не только кладут на пол, но и вешают на стены, тем самым утепляя их и улучшая звукоизоляцию. В домах зажиточных людей можно было найти ковры, сделанные в Турции и Иране, а местное производство представляет собой более тонкие изделия, для подушек, ковровых дорожек, подстилок и шатров использовали технику саду, нити чёрного, красного, белого, коричневого и бежевого цветов складываются в классические для Аравийского полуострова геометрические орнаменты. Саду было не просто ремеслом, женщины за плетением обменивались последними новостями и сплетнями, читали стихи и прекрасно проводили время вместе. Сейчас же осталось лишь несколько мастериц, владеющих этой техникой.

Это всё привозные ковры из Турции, Ирана. Классические ковры тоже представлены на выставке.

Организаторы постарались и выбрали вдобавок экспонаты, связанные с Россией. Выглядят они очень странно и мало кто захотел бы такие к себе домой, но тем не менее расскажу о них. Первый ковёр представляет собой изображение Петра I в доспехах, это воспроизведение банкноты 1912 года, достоинством в 500 рублей. Женская фигура рядом — это аллегория России. Второй ковёр выполнен с использование узла «гиордес» и повторяет рисунок сторублёвой банкноты, на нём изображена Екатерина II. Предполагается, что этот ковёр был сделан для продажи в Европе, но что-то пошло не так. И хотя на нём есть цифра 1898, на самом же деле он изготовлен в начале XX века. Изготовлены эти причудливые ковры были в Тебризе (Иран) в первой половине XX века.

Странновато и диковато выглядит подобное, но у богатых свои причуды.

Другая диковинная парочка: портрет Николая II и его семьи и карта (да, это карта). Итак, портрет императора Николая II с женой и сыном был изготовлен скорее всего для стены, он слишком маленький, чтобы располагаться на полу. Выполнен в технике «гиордес» и расшит серебром. Здесь, как и на коврах выше, тоже выполнена надпись на кириллице. Этот смешной ковёр был сделан на заказ за четыре года до расстрела императорской семьи, о заказчике ничего неизвестно, кроме того, что это была европейская аристократическая семья. Сделан он был в Херисе (Иран) в 1914 году. И ещё один диковинный ковёр, на который без улыбки не взглянешь представляет собой карту Европы и названиями стран. И да, осьминог олицетворяет Россию, которая доминирует на континенте. Этот ковёр сделан был в Лаваре (Иран) в 1913 году.

Эти ковры выглядят так, будто у заказчиков был не очень хороший вкус. Сюжет нижнего ковра даже напоминает отдалённо японские миниатюры, ну а изображение императорской семьи даже не буду комментировать.

На выставку привезли и несколько Коранов. Коран является священным писанием ислама, ниспосланное пророку Мухаммеду на горе Хира архангелом Джабраилом и записанное в 609-632 гг. Всего в Коране 114 глав (сур) и принято, что все 30 частей помещены в одну книгу, но в некоторых странах Азии её разделяют на 30 томов. На выставке представлены рукописные варианты Корана из разных стран, все представлены Музеем шейха Фейсала.

Коран их Бухары (Узбекистан), XVII век. Сделан из картона, рисовой бумаги, позолоты, синих чернил.
Коран из Ирака, тоже XVII век. 
А это необычный Коран из… Китая, XV век.

Пустыня для катарцев была и испытанием и при этом повседневной жизнью. Путь через пески прокладывали по различным народным приметам и вообще всевозможными способами. Кочевники ориентировались на звёзды, дюны и следы. Чтобы выжить в сложном путешествии через пустыню, людям приходилось хорошо знать созвездия и понимать поведение животных. В коллекции представлены кинжалы, винтовки, сёдла для лошадей и верблюдов, все эти предметы были необходимыми для выживания.

Эти непонятные мешочки — шапочки для сокола, которые закрывали ему глаза и птица успокаивалась.

Особую роль играли соколы. Их приручали и с помощью них охотились, а в пустыне охота была необходимостью, иначе среди песков путешественникам было просто не выжить. В домике, где показывают фильмы, есть момент с приручением сокола, этих птиц очень уважают и по сей день. Сейчас в Катаре соколиная охота является частью спортивных мероприятий.

Картина, изображающая шейха во время соколиной охоты.

Ещё современные катарцы любят в качестве кемпинга выезжать с палатками в пустыню и проводить там выходные. Звучит диковато для европейца, всё-таки пустыня своим ландашфтом сильно отличается от заповедных зон, где есть банальные тень, вода и прохлада. Но так жители Катара поддерживают традиции своего народа и это не просто экзотично, но и здорово!

Седло для верблюда. Выглядит максимально неудобным, да и верблюд не очень похож на удобный транспорт, но в пустыне выживали, как могли. На самом деле такое седло было универсальным и его с таким же успехом использовали и для лошадей.

По центру зала находится макет лодки доу (dhow). Это деревянные парусные лодки, на которых работали ныряльщики за жемчугом. Лодки были рассчитаны на команду от 18 до 22 человек, в составе которой были: капитан судна, первый помощник, ныряльщики, их помощники (они вытягивали груз), кок и певец. Да, прямо как в фильмах 🙂 певцы своими песнопениями поддерживали бодрую атмосферу на судне, которая особенно нужна была ныряльщикам, ведь только они знали, какое это тяжёлое дело было погружаться без оборудования глубоко в море. Лодка доу раньше служила по 120 лет, сейчас они более хлипкие и служат от 40 до 100 лет. Строительство одного такого судна стоит от 275 тысяч до миллиона долларов.

Модель лодки доу, сделана в Катаре в XX веке.

Совсем небольшая часть коллекции посвящена одежде, среди которой есть и жутковатые маски, закрывающие женские лица, а также женские платья и мужские наряды. Все они доставлены тоже из Музея шейха Фейсала.

Таких масок для лица я не видела в других музеях и не могу не заметить, что выглядят они странновато. Но учитывая, как нужно оберегать свою кожу от солнечных лучей, а тогда не было достойных SPF-средств, то такой способ защиты я, конечно, одобряю.
Красный наряд выглядит просто роскошно, а вот чёрные воспринимаются траурно и жутко.

Адрес: Инженерная ул., 4/1, Санкт-Петербург, 191011

Время работы: с 11:00 до 19:00, кроме понедельника

Стоимость: 500₽, но в билет входит посещение выставки и посещение музея

Длительность посещения: минимум 1 час, но если читать все подписи и рассматривать каждый экспонат, то можно провести тут и 2,5 часа. Если решитесь посещать музей, то закладывайте на него часов 5 минимум.