Выставка в Эрмитаже: В поисках античного Боспора

В Государственном Эрмитаже с 15 февраля по 15 мая 2022г. проходит выставка находок Боспорского царства, которое с V в. до н.э. до VI в. н.э. простиралось на побережье Чёрного моря и находилось на современной территории Краснодарского Края и Крыма, где и проводились раскопки.

Выставка довольно крупная, на неё нужно закладывать от 1 до 2 часов.

На выставку Эрмитажа с экспонатами Боспорского царства я уж очень сильно хотела попасть. Понимая, что вряд ли меня занесёт в Керчь с её древними руинами Боспора, решено было посетить музей. Скажу честно, я много вникала в историю Греции, Египта, Рима, даже Османской Империи, но вот о Боспорском царстве знала совсем чуть-чуть и особо не знала, чего ожидать от выставки. Довольно сложно сопоставлять Анапу с древнегреческим городом, не так ли?

На выставке представлены красочные книги, которые ну очень хочется полистать и при этом этого сделать нельзя. К слову, книги ни откуда не привезены: они всегда хранятся в Государственном Эрмитаже. 

Если совсем кратко погрузиться в историю, то Боспорское царство образовалось около 480гг. до н.э. в результате объединения греческих городов на территории современного Керченского пролива. Римская Империя в своё время поглощала все земли подряд, но Боспорское царство продолжало существовать как отдельное государство, хоть и было под прямым влиянием Рима.

На выставке представлено несколько скульптур, одна из них: статуя мужчины. 

Сильный упадок пришёлся уже на начало III в., когда на город напали племена готов. Набеги были многочисленными и на протяжении многих лет. Тем не менее, государство продержалось до VI в., пока Тюркский каганат не завоевал здешние территории.

Вот около таких схем-рисунков можно задержаться надолго, так завораживают детали. Это план гробницы кургана Куль-Оба, авторства талантливого Фёдора Григорьевича Солнцева.

Выставка посвящена не истории царства, а археологическим раскопкам. Вопреки первому впечатлению, могу вас убедить в том, что открытие древностей — это не менее увлекательная история, а если погружаться в материалы, то в кратком пересказе получился бы сценарий отличного приключенческого фильма. Совсем другое дело, если вы морально не готовы погружаться в другого рода историю.

В залах представлено и немного керамики: представлены классические греческие сосуды, на которые можно смотреть вечно.

Изучение региона началось в XIX веке, когда все поголовно начали преклоняться перед античностью, как самой идеальной эпохе истории. В те времена руины древних городов стали местами паломничества, все находки, будь то обломок керамики или фрагмент статуи становились предметами коллекционирования и дотошного изучения. И всё же история очень циклична: в I в. до н.э. римляне точно также коллекционировали древние (которые были созданы около 2000 г. до н.э.) артефакты, привезённые из Египта. Времена идут, а люди не меняются.

Дольше всего времени я провожу около древних украшений, вот эта пара серёжек осталась у меня в сердечке, они были найдены в склепе Куль-Оба.

На выставке представлено 500 экспонатов, звучит много, но всегда на выставках бóльшая часть артефактов представляет собой небольшие предметы, это могут быть мелкие обломки древностей, размером с пуговицу, могут быть и вовсе письменные документы, около которых обычный посетитель много времени не проводит. Тем не менее на выставке есть что посмотреть, здесь есть несколько очень ярких экспонатов и множество потрясающих рисунков и схем.

Золотые бляшки с фигурами лучников завораживают детализацией.

Мы представляем археологию, как науку, где люди проводят время в пыли и грязи, находят что-то новенькое, исследуют с помощью современной аппаратуры и микроскопов, иногда даже отправляют на МРТ, чтобы заглянуть внутрь хрупких предметов, а затем выкладывают об этом фильм на National Geographic или Discovery, а ещё пишут умную научную работу. Раньше всё было совсем не так, в те времена существовал особый культ документирования процесса и полученных результатов. Так появились понятия «документальное художество» и «художественная археология», работы в таких жанрах выглядят как настоящие картины.

Невероятной красоты работа Солнцева: маска, венок и детали находок из царского погребения с золотой маской.

В залах очень много украшений, обычно во время раскопок их находят не на территории домов, а в гробницах. Эти украшения не совсем точно показывают моду того времени: часть украшений действительно носили в жизни, но большинство предназначались только для загробной жизни. Коллекция украшений завораживающая, много очень красивых детальных работ. У меня всегда разделы с украшениями в музеях самые любимые, потому что сейчас таких моделей даже близко не делают, а очень хотелось бы. И я даже не об изящных специфических диадемах, а о серьгах, кольцах и браслетах.

Посмертная маска из золота. Они всегда такие жуткие, но очень привлекают тем, что мы можем увидеть лицо человека, который жил в тех далёких землях так много лет назад. Доверять мраморным бюстам великих людей не стоит, их все делали «отфотошопленными» и они не показывают реальной внешности человека. А вот маски получаются максимально реалистичные.

Что мне не понравилось, так это то, что экспонатам не хватало описания. Мы с подругой после нескольких археологических музеев Турции с прошлогодней поездки имели представление о назначении тех или иных вещей, но тем, кто видит подобное впервые, будет сложно понять, что это за предметы и для чего они предназначались. Некоторые названия на табличках звучали знакомо, но нам пришлось их гуглить, чтобы вспомнить значение предметов.

По центру греческий женский силуэт IV в. до н.э., слева стела Тирания, Ариарата и Бостагона.

В общем, выставку очень рекомендую, это уникальная подборка предметов, которые вы вряд ли увидите где-нибудь в мире. По отдельности эти предметы хранятся в Москве и где-то в Эрмитаже. Собирать их мысленно по одной штучке, чтобы представить общую картину будет практически невозможно, не исключено, что в обычное время эти экспонаты хранятся в запасниках, которые недоступны обычным посетителям музеев.

Керамики немного, но она достаточно цельная, что не может не радовать.
Есть очень необычные работы. Вот эта штука с загогулинами — килик, плоская чаша, которую держали за боковые ручки, да попивали вино, разбавленное водой. На дне чаши изображён бог Гелиос со своей квадригой.
Самая интересная для меня находка на выставке: серьги с обезьянками на лианах. Такая кропотливая работа и столь оригинальная идея! Только вот обезьяны были добавлены в XIX веке. Я не нашла информации в музее, были ли они восстановлены или кто-то решил украсить готовые серьги. Надеюсь, что это работа по восстановлению.
Поделюсь ещё украшениями, мне очень нравится серьга-птица в левом нижнем углу и справа в нижнем ряду серьги с Эротами. Украшения датируются II в. до н.э.
Отдельный уголок выставки посвящён рисункам фресок. В XIX в. ещё не умели нормально консервировать фрески, поэтому эти рисунки являются очень важной документацией.
Даже на такое можно смотреть бесконечно долго.
И ещё фрагменты фресок. С любовью их тщательно переносили на бумагу, чтобы потом показать всем тем, кто любит античность.